Пенсионерка из Кузьминок, 91-летняя Тамара Андреевна Белова, в 23 года попала в кадр легендарного французского мастера фоторепортажа Анри Картье-Брессона и даже не заметила. Фотограф, который прославился своей способностью оставаться «невидимым» для людей, которых снимал, стал первым, получившим в 1954 году после смерти Сталина разрешение на съёмки в СССР. Французский мастер хотел показать неизвестную страну западному зрителю. Фото, на котором была изображена Тамара Белова, в 1955 году было напечатано на обложке американского журнала Lifе.
Босоножки на носки — не по моде
Впервые сын Тамары Андреевны Юрий узнал маму на фотографии в 2000 году, посетив выставку «Анри Картье-Брессон. СССР: 1950-1970» в музее «Московский дом фотографии» на Остоженке.
— Там я узнал, что в Нью-Йорке был издан фотоальбом «Люди Москвы», куда вошла эта работа, — рассказывает Юрий Белов. — Но о том, что именно это фото было напечатано на обложке американского журнала Life, я узнал недавно. Друзья смогли найти и привезти из Америки экземпляр издания 1955 года.
На фотографии два статных офицера заглядываются на красивых девушек, которые явно чем-то озадачены. Одна из девушек в руках держит небольшой чемоданчик и стоит лицом к зрителю, а лицо второй видно в профиль — это и есть Тамара Белова. На сайтах в Интернете знатоки творчества Брессона предполагают, что две подружки приехали в столицу поступать в вуз. Но, оказывается, это не совсем так.
— Девушку эту я не знала, предполагаю, что она просто у меня спросила, как куда-то пройти, — рассказывает Тамара Андреевна. — Кадр был сделан на Старой площади в районе Китай-города, рядом с этим местом располагались две академии, артиллерийская и танковая, поэтому мимо постоянно проходили военные. А я работала инженером в проектном институте, который находился тоже рядом — в Гостином Дворе. Скорее всего, я шла к маме, которая работала неподалёку в одном из министерств.
По мнению Тамары Андреевны, понятно, и не только по чемоданчику, что девушка на фотографии недавно приехала в Москву.
— Она надела босоножки на носки, а это было не по московской моде, и юбка с блузкой выглядят провинциально, — рассказывает она.
Разглядывая себя, Тамара Андреевна вспоминает, что в это время как раз переживала по поводу неудачной причёски.
— Я сделала «химию» первый и, как оказалось, последний раз в жизни, — улыбается она. — Мне страшно сожгли волосы, и на фото видно, что они уже наполовину отросли.
Самуил Маршак угощал пирожными
На произведениях Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Аркадия Гайдара и других писателей выросло множество поколений детей, а вот Тамара Белова многих из них помнит лично. Её мама до войны работала бухгалтером в издательстве «Молодая гвардия», а там была детская комната, и сотрудники могли приводить туда детей, которых не с кем было оставить.
— Самуил Яковлевич Маршак приходил в издательство и читал нам, детям, свои новые стихи, проверяя нашу реакцию, — рассказывает она. — Мы очень любили, когда он приходил, потому что он всегда спрашивал, какие пирожные мы любим, и заказывал их в буфете. Мне тогда было лет шесть. Я запомнила его человеком невысокого роста в тёмно-синем костюме в полоску.
Тамара Андреевна вспоминает, как однажды сидела за столиком в коридоре издательства, а мимо шли писатели к окошечку за гонораром и восхищались: «Ой, какая красивая девочка сидит!»
— Вдруг идёт мужчина в твидовом пиджаке, прошёл мимо и даже на меня не посмотрел. Я так расстроилась! — говорит она. — Мама сказала, что это Сергей Михалков. Потом, уже когда стала взрослой, услышала, как его сын рассказывал, что «отец терпеть не мог детей».
Аркадий Гайдар Тамаре тоже показался каким-то странным дядей.
— Помню, было лето, а он пришёл за гонораром в шинели, надетой на нижнее бельё, — рассказывает она. — Потом мама рассказала, что он ехал в поезде и проиграл в карты все деньги и одежду.
Мама выигрывает
Сейчас Тамара Андреевна, несмотря на возраст, активно интересуется всеми новостями, выписывает газеты. Как и прежде, много читает, особенно любит литературу по истории, благо дома есть огромная библиотека.
— А ещё у нас с мамой есть такая игра: мы вместе смотрим детективы, например по книгам Татьяны Устиновой, и соревнуемся, кто первый и как быстро узнает, кто убийца. Честно говоря, в основном выигрывает мама, — улыбается Юрий.