Юрию Кацу с улицы Фёдора Полетаева 84 года. На протяжении нескольких десятилетий он ежегодно приезжал во 2-й мединститут (сейчас — РНИМУ им. Н.И. Пирогова) в дни посвящения в студенты и исполнял гимн вуза. Музыку к нему Юрий Давыдович написал в 1966 году, учась на 5-м курсе этого института.
Кандидат медицинских наук, врач с полувековым клиническим опытом, сейчас методист музея Пирогова при медуниверситете, поделился с «ЮВК» необычной историей создания медицинского гимна.
Самым сложным было «залитовать» текст
— В тот год Второй мединститут праздновал 60-летие. И ректор объявил: мол, как же так — у 1-го меда есть свой гимн, а у нас нет, — рассказывает Юрий Кац. — Я написал музыку и часть слов, а Игорь Спиридонов — лучший поэт нашего института — свой вариант текста.
В результате из 500 поданных заявок комиссия выбрала песню студентов Юрия Каца и Игоря Спиридонова. Теперь предстояло самое сложное — «залитовать» текст гимна. В то время любое литературное произведение могло выйти в свет только после одобрения Главлита
— Главного управления по делам литературы и издательств. Ведомство при Совете министров СССР внимательно следило, чтобы тексты были идеологически выверенными.
«Раз ты с гитарой — пой»
В 1960-е годы был только один человек, равный Главлиту по могуществу, — легендарная Екатерина Фурцева, министр культуры СССР, единственная советская женщина, занимавшая высокие политические посты при трёх генсеках. Чтобы ускорить «литовку», результат которой к тому же был непредсказуем, руководство 2-го меда смогло организовать аудиенцию у Екатерины Третьей, как негласно называли министра: она решала такие вопросы своей властью. На приём в министерство отправили Юрия Каца.
— Я был шустрый, пробивной. В институте были уверены, что сумею её убедить, и я ещё гитару с собой прихватил, — говорит Юрий Давыдович.
В гимне есть строки: «В борьбе за жизнь пройдут твои года. Как завещал нам Гиппократ: «Сгорая сам, свети другим всегда», за свет не требуя наград».
— Фурцева прочитала текст и говорит: «Что это за «борьба за жизнь»? Как будто будешь годами бороться за свою жизнь. Надо так и написать, что борьба за жизнь больного». А я стоял на своём: «Когда слушаешь с музыкой, то смысл понятен». Она в ответ: «Раз ты с гитарой — пой». Поставил я ботинок на бархатный стул в её кабинете и спел. Решение было коротким: «Всё убедительно, у меня вопросов нет».
В исполнении Иосифа Кобзона
Вскоре гимн 2-го меда в исполнении Юрия Каца записали на грампластинку (сейчас аудиозапись размещена на сайте медуниверситета). Пластинки дарили выпускникам вуза несколько лет, а когда они закончились, гимн для новой пластинки исполнил Иосиф Кобзон. Обе эти пластинки разошлись по всему миру: в вузе учились ребята с Кубы, из Ирана, из стран Африки. А встреча с Екатериной Фурцевой в 1966 году стала одним из самых ярких воспоминаний Юрия Каца.
— Фурцева была очень контактная, — вспоминает он, — проницательная, эрудированная. Как студент-медик я увидел, как она сразу вникла в наши дела. Запомнился внешний облик: подтянутая, спортивного вида, платье простого покроя, туфельки на шпильках.
Работал в больнице
Юрий Кац после института работал в железнодорожной больнице в Люблине. Неутомимый энтузиаст, он стал профессионалом в детской хирургии, отоларингологии, анестезиологии. Несколько десятилетий занимался рефлексотерапией. Работал в госпитале инвалидов Отечественной войны №1, в Российском геронтологическом научно-клиническом центре. Даже получил специальную награду на Всесоюзной конференции по организации медпомощи инвалидам войны за лучшую работу в неврологии.