Москва. Юго-Восточный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 17 Авг 2023 в 18:00 | Текст: Сергей БЛАГОДАРОВ

Третье рождение «Москвича»: как город возвращает этот бренд?

Третье рождение «Москвича»: как город возвращает этот бренд?
Максим Клюшкин — руководитель проектов Московского автомобильного завода «Москвич». Фото: Григорий Матвеев

Что за лето в этом году, сами знаете, господа мои. Сплошные дожди. Вот и в день, когда я отправился на завод «Москвич», гроза вновь омыла Москву. Огни машин рисовали на стенах дождя размытые картины. Освежённый озоном воздух, как газировкой, щекотал ноздри. Я нырнул в метро. Поезд расходился, мотаясь, качаясь, потом стал нести ровно. Через час я вышел на станции метро «Текстильщики». Теперь полтора километра пешком — и я у проходной завода.

Накануне получил ответ из пресс-службы «Москвича»: «Сергей, добрый день. Можем предложить для посещения завода четверг с 8.30 утра. В 8.45 инструктаж по технике безопасности. В 9.00 старт экскурсии по заводу. По поводу рабочих — постараемся учесть ваши пожелания и найти сотрудников, у которых будет время для короткого разговора. Пресс-атташе завода Василиса Зотова».

Ходить — строго по дорожкам

И вот с фотокорреспондентом газеты мы у проходной завода. Здесь же журналисты каких-то автомобильных интернет-изданий, обвешанные аппаратурой. От метро к проходной текла разноцветная река рабочих. Катили на электрических самокатах молодые люди, оставляя их у соседних корпусов технопарка «Москва». Опаздывающие подъезжали от метро на такси (они в Москве чрезвычайно дёшевы). Из одного вылезли трое молодых китайцев. Вытянув шею, как гусь, я видел сквозь стекло проходной, что внутри охранник уважительно пожал руку каждому китайцу. Э, думаю, важные господа. Сегодня у бога китайское имя («Москвич» тесно сотрудничает с восточным партнёром, как деликатно называют здесь китайцев).

 — Нам нужно на завод, — говорю охраннику.

Человек в тяжёлой форменной упряжи посмотрел на меня с таким изумлением, словно голос подал комод:

 — Вас должен кто-то встретить.

 — У нас договорённость с пресс-службой «Москвича».

 — Вот и ждите. К вам выйдут.

Ждём. Тёмные тучи на горизонте обещают, что гроза ударит опять. К шлагбауму подкатила закиданная грязью фура с запчастями из Китая. Лихо развернулась на крохотном пятачке (ловкость, граничащая с колдовством) и покатила вдоль заводского забора с мотками колючей проволоки по верху. Вскоре появились сотрудники пресс-службы «Москвича».

 — Привет! Привет! — здороваемся друг с другом.

Все прошли на территорию завода.

 — По территории ходить только по маркированным дорожкам, — строго предупредила сотрудник пресс-службы «Москвича» Татьяна Осипова.

На заводе интенсивное автомобильное движение: не дай бог зазеваешься! Всюду предупреждающие дорожные знаки, как на улице: «Стоп», «Опасный поворот», «Главная дорога»… Идём мимо новеньких, только что сошедших с конвейера «Москвичей» без номерных знаков. Стоят под заводскими корпусами длинными рядами. Проходим грузовой терминал, зону ограниченного доступа, зону сортировки отходов. Заходим в основной корпус. Здесь нас ждут на инструктаж.

 — Завод — опасное производство. В цехах ездят беспилотные погрузчики. Ходить только по зелёным дорожкам. В цехах на красный светофор останавливаться, — инструктирует всех строгая дама.

Нам выдают зелёные жилеты со светоотражающими элементами. На всех жилетах жирно пущено через всю спину: «ПОСЕТИТЕЛЬ».

Все переобуваются в тяжёлые чёрные ботинки с металлическими вставками на носках — специальная промышленная обувь. Если наедет погрузчик, нога останется целой. Ведь судьба в любой момент может кинуть под ноги банановую кожуру. Оранжевые каскетки на головах тоже с металлическими вставками. Если что-то свалится на дурную голову, она останется целой (я надеюсь).

Журналисты по очереди расписываются в журнале, увесистом, как надгробная плита, — ФИО, год рождения, профессия… Ждём руководителя проектов завода «Москвич» Максима Клюшкина — человека, который будет нас сопровождать на заводе. Опеку чувствуем с самого начала. Начать с того, что от проходной нас сопровождали двое сотрудников — просто показывали дорогу. Внутри корпуса присоединились ещё двое. Теперь ждём пятого.

Прерывистая история

У входа возвышается внушительная стеклянная стойка. Внутри — маленькие модели «Москвичей» всех годов выпуска с поясняющими надписями: «1927 год. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление о строительстве автомобильного завода на территории Москвы»… «2001 год. С конвейера сошёл последний автомобиль «Москвич»… «2014 год. Компания «Рено» выкупает пакет акций у Правительства Москвы и создаёт «Рено Россия»… «2022 год. Правительство Москвы выкупает 100% акций у компании «Рено» и создаёт московский автомобильный завод «Москвич».

Между 1927 и 2022 годами прочерчены большие линии истории. Победные и драматические вместе. Когда в прошлом году автомобильные компании ушли из России, было лишь два варианта: либо закрыть завод, распустив весь коллектив и лишив средств к существованию тысячи семей, либо продолжить работу. Но как продолжить? Последние десятилетия завод выпускал лишь французские автомобили по французским лицензиям: «Логан», «Дастер» и другие. Предприятие работало в три смены. На заводе было несколько тысяч человек («Рено» выпускал почти 200 тысяч автомобилей в год). И вдруг всё разом оборвалось. Французы ушли из России и забрали с собой всё — программное обеспечение, документацию, прекратили поставки оборудования, комплектующих. Производство автомобилей полностью прекратилось.

Казалось, смерть «Москвича» неизбежна. Будущее было уже не то, что прежде. Но Россия другого глобуса не получит. Французы ушли в марте, а уже в мае активы завода перешли в собственность Правительства Москвы. «Рено Россия» переименовали в московский автомобильный завод «Москвич». И уже в ноябре — спустя всего полгода после ухода французов — московский автомобильный завод «Москвич» возобновил работу. Скорость просто фантастическая! Нигде в мире подобного не было. Завод начал производство городского кроссовера «Москвич 3» и «Москвич 3е» (электромобиль).

Крупноузловая сборка. Пока

Да, пока это лишь крупноузловая сборка китайского автомобиля. В Китае с готового автомобиля снимают силовой агрегат — двигатель в сборе с коробкой передач, переднюю и заднюю подвески, глушитель, бензобак, колёса, кузов с собранным интерьером и отправляют по железной дороге в Москву. На «Москвиче» демонтированные узлы и агрегаты собирают вновь. Приклеивают эмблему «Москвич» («отвёрточная сборка»). Автомобиль выходит с российским VIN-номером. В машину заливают российские масла, прочие технические жидкости. Под сиденьем устанавливают российскую систему «Глонасс» (таким образом, завод обеспечивает работой ещё около 40 тысяч смежников по стране).

На «Москвиче» запустили главный конвейер, переделав его после «Рено» под новую машину (поначалу он не работал, машины собирали, доставляя узлы вручную, на тележках). В рекордные сроки создали и отечественное программное обеспечение завода. Ожидать более серьёзной локализации на этом этапе было бы наивно. Ещё зелен виноград. Главное — удалось сохранить коллектив, зарплату, рабочие места. Завод научился жить «против ветра». И работают здесь люди, от которых самих веет ветром.

Планов громадьё

Производственный план на этот год — 40 тысяч бензиновых машин и 10 тысяч электромобилей. Уже в следующем планируется выпуск «Москвичей» полностью на российской платформе. С высокой степенью локализации. А через два года «Москвич» намерен отказаться совсем от лицензионных моделей. План — 120 тысяч автомобилей в год, 25 тысяч из которых — «электрички». По сути, это грандиозный манифест столицы!

Надеемся, всё так и будет. Ведь в истории «Москвича» подобное уже было. Когда в 1930 году построили завод, машины «Форд» собирали из американских комплектующих методом «отвёрточной сборки» (что и сейчас, лишь партнёры поменялись). Но уже через три года завод перешёл на сборку машин из отечественных комплектующих.

На «Москвиче» всегда работали люди длинной воли, ведущие в будущее. Сегодня в это трудно поверить, но половина всех «Москвичей» шла на экспорт. Машины экспортировали в 40 стран мира. Для Англии — с правым рулём. На Брюссельской всемирной выставке золотые медали взял «Москвич». Отмечались его ходовые качества, простота в обслуживании. Спортивные варианты побеждали на престижных международных гонках — «Тур де Европа», Лондон — Сидней, Лондон — Мехико. За этим стоит большая буква истории. Всё получится и сегодня. Всем миром потащим. «Москвич» — это машина, москвич — это профессия. Справлялись и справимся. Надо не промахнуться мимо своего времени и сегодня. …

Так думал я, глядя на стойку с крохотными моделями «Москвичей». Пришёл Максим Клюшкин, руководитель проектов завода «Москвич». — Ну что, пойдём работать, — говорит. И двинул в производственные цеха «Москвича». За ним мело целую толпу журналистов…

(Продолжение в следующем номере)