Президиум Правительства Москвы рассмотрел доклад заместителя Мэра Москвы по вопросам социального развития, Анастасии Раковой, посвященный социальной интеграции граждан с инвалидностью. По результатам обсуждения, Сергей Собянин дал указание продолжать выполнение значимых проектов в данной области.
По словам Собянина, горожане с инвалидностью имеют возможность получить в Москве образование, пройти комплексную реабилитацию, трудоустроиться, создать семью, заниматься спортом и искусством, а также участвовать в инклюзивных инициативах:
“Сегодня в столице живут свыше 950 тысяч человек с инвалидностью, включая около 60 тысяч детей. Для нас важно не только создать доступную среду, но и обеспечить полноценную интеграцию во все сферы городской жизни”.
В сфере образования Правительство Москвы придает большое значение созданию качественной и доступной инклюзивной среды. В настоящее время более 80 тысяч детей с инвалидностью обучаются в детских садах, общеобразовательных школах и колледжах столицы.
В пресс-службе Собянина напомнили, что для формирования условий, учитывающих индивидуальные особенности каждого учащегося, многопрофильная группа специалистов, в том числе психологи, логопеды и дефектологи, осуществляет комплексное обследование. Если ранее был доступен исключительно очный формат, то с текущего года дети могут пройти данное обследование дистанционно. С марта 2025 года им воспользовались более 30 тысяч человек.
Дополнительно, в Москве функционируют 16 специализированных учебных заведений для детей с особыми потребностями. Занятия с учениками проводят квалифицированные педагоги, логопеды, дефектологи и психологи, обеспечивающие персонализированный подход к обучению и развитию каждого ребенка.
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы создает условия, способствующие получению детьми с инвалидностью качественного образования и прохождению всесторонней реабилитации параллельно с учебным процессом. В Москве действуют восемь реабилитационно-образовательных центров, в которых учатся более двух тысяч школьников с особенностями здоровья.
Организация работы в каждом из этих центров адаптирована под специфику заболеваний детей. Например, школа-интернат № 1 является базой для Всероссийского центра для одаренных незрячих детей, принимающего талантливых учеников со всех регионов страны.
Московские эксперты разработали уникальную образовательную модель, включающую применение инновационных методик и высокотехнологичного оснащения как в реабилитационных, так и в учебных программах. Учебные помещения оборудованы специализированной мебелью и техникой, а персональные образовательные программы формируются с учетом индивидуальных потребностей каждого учащегося. В центрах заняты высококвалифицированные специалисты: педагоги, врачи, психологи и логопеды-дефектологи. При этом в образовательном процессе задействуются VR-технологии, искусственный интеллект и прочие новаторские разработки.


