Сергей Степанченко без малого 40 лет служит в «Ленкоме», снялся более чем в 120 фильмах и продолжает радовать своим творчеством на сцене и в кино. Недавно в Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова состоялась встреча с народным артистом РФ.
В день показа пришли 150 человек
— Сергей Юрьевич, в 1980-х годах «Ленком» был на пике популярности. Расскажите, пожалуйста, как вы попали в легендарный театр?
— Это был далёкий 1985 год, я приехал в «Ленком» из Сызрани, где как молодой специалист отрабатывал в местном театре три года. К тому времени у меня уже были жена, дочь. В «Ленкоме» Марк Анатольевич Захаров мне сказал, чтобы я приехал 27 апреля, в единый день показа. Все столичные театральные вузы представляли им своих учеников, так что набралось человек 150.
В худсовете сидели сплошь легенды, в том числе Инна Михайловна Чурикова, Коля Караченцов, Олег Янковский, Саша Абдулов, Евгений Павлович Леонов, Татьяна Ивановна Пельтцер, конечно, Марк Анатольевич Захаров. В 12 часов всё началось и без перерыва шло до шести вечера. К концу дошла очередь и до меня, я начал читать рассказ Шукшина «Верую». Думал, Захаров остановит, как других, но он не остановил и попросил прочитать что-нибудь драматическое, а потом ещё и спеть. В итоге из этого огромного количества пришедших на просмотр людей оставили меня и Диму Певцова. Он, кстати, служил тогда в Театре на Таганке и сам не показывался, а просто помогал своему товарищу.
Марку Анатольевичу я сказал, что, конечно, готов с завтрашнего дня приступить к работе, но у меня гастроли с Сызранским театром, а там весь репертуар держится на мне. Захаров на это заметил: «Не надо обижать маленькие театры, давайте отработайте, а осенью приедете».
Продолжаем работать
— Главный режиссёр Алексей Франдетти ушёл из «Ленкома». Что сейчас происходит в театре?
— Ничего страшного с театром не происходит, мы продолжаем работать. Наш директор Марк Борисович Варшавер живёт театром и очень деликатно осуществляет репертуарную политику. Алексей Борисович Франдетти — великолепный режиссёр, я преклоняюсь перед его талантом. Наша последняя премьера «Кабаре Пушкин», в которой я принимаю участие, — большого мастерства постановка. Думаю, что Алексею Борисовичу требуется свой театр с особым укладом и эстетикой.
Снялся в первом фильме Бурляева
— Сейчас в прокат выходит отреставрированный фильм «Лермонтов», снятый в 1986 году. Это был режиссёрский дебют Николая Бурляева. Вам довелось участвовать в съёмках, чем они вам запомнились?
— Сначала нас очень долго заставляли скакать на лошадях по «Мосфильму». Когда убедились, что мы более-менее уверенно держимся в седле, нас отправили в Пятигорск. Там должны были снимать битву при реке Валерик, где Лермонтов сражался с жителями Кавказа. Однако долго не могли начать съёмки, потому что нам не предоставили лошадей. Как-то просыпаемся от шума — смотрим, а во дворе множество местных пастухов с лошадьми. Оказалось, что их просили на время дать лошадей, но они не согласились, и тогда им предложили самим сниматься. Мы же играли русских офицеров, которые вместе с солдатами — их нам выделил Северо-Кавказский военный округ — должны были стоять у пушек и отбиваться. Но когда раздалась команда «Камера, мотор, начали!», все солдаты легли под пушки: уж очень внушительно выглядела мчащаяся на нас лавина с шашками. Вот этот эпизод и вошёл в картину, потому что получившаяся неразбериха очень была похожа на правду.
А через год я снялся у Аллы Ильиничны Суриковой в картине «Чокнутые» о строительстве первой железной дороги в России, где у меня была уже одна из главных ролей. Моими партнёрами были Коля Караченцов, Ольга Кабо, Лёня Ярмольник.
— В вашей фильмографии значится фильм «12 стульев», в котором вы играете отца Фёдора. Когда ожидать выхода картины?
— Продюсер Олег Урушев решил затеять в очень интересном прочтении экранизацию «12 стульев» Ильфа и Петрова. Сняли пилотную часть, на этом пока всё заморозилось.