Художник Владимир Дервиз (1859-1937) дружил с Михаилом Врубелем, был в самых тёплых отношениях с Валентином Серовым, на двоюродной сестре которого был женат. Он был активным земским деятелем, старался улучшить жизнь крестьян. А главной его заслугой стала самоотверженная работа по сохранению святынь Троице-Сергиевой лавры в 1920-х годах, за что многие его коллеги поплатились жизнью. Похоронен Владимир Дервиз на Введенском кладбище.
Вдохновлял Серова, варил сыр, строил школы
Усадьба Домотканово в Тверской губернии, которой владел представитель дворянского рода Владимир Дервиз, вошла в историю русского искусства. Живописный уголок стал местом вдохновения Валентина Серова. «Октябрь. Домотканово», «Заросший пруд. Домотканово», «Девушка, освещённая солнцем» — эти и другие работы знаменитый художник создавал, когда подолгу гостил у своего близкого друга, однокашника по Академии художеств и родственника (они были женаты на двоюродных сёстрах Симонович).
Причина такой любви Серова к Домотканову была не только в местных красотах, но и в обаянии хозяина. Владимир Дервиз деятельно занимался сельским хозяйством.
«Дервиз купил породистого быка, чтобы улучшить породу коров. И сделал это не только для себя, но и для крестьян окрестных деревень, — писала краевед, сотрудница Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника Татьяна Смирнова. — Он внедрил посевы кормовых трав, проводил селекционную работу; молоко возили продавать в Москву, делали из него сыр: Дервиз организовал сыродельный завод. Он отдавал землю крестьянам в аренду и агитировал их объединяться в артели. Построил школу для крестьянских детей».
«Благоговейно снимал головной убор»
В начале 1920-х годов Владимир Дервиз работал в Троице-Сергиевой лавре, которую к тому времени превратили в музей. Порекомендовал его Игорь Грабарь — как широко образованного, одарённого и сверхчестного человека.
Как писала Татьяна Смирнова, он занимался инвентаризацией сокровищ лавры: старинных книг, гравюр, облачений; формировал музейные отделы, проводил экскурсии.
Но главной его целью было спасти самые ценные произведения искусства от уничтожения и от продажи. В это время происходило массовое изъятие церковной утвари из золота, серебра, драгоценных камней для продажи за рубеж. Известно, что при составлении описей для таких изъятий Дервиз включал в них предметы, богато украшенные, но с духовной точки зрения менее ценные. За «старорежимными» сотрудниками зорко присматривал пролетарский контроль.
Тучи начали сгущаться к 1927 году. Так, местная газета «Плуг и молот» напечатала такое обвинение: «Научный работник Дервиз, руководя экскурсиями, благоговейно снимал головной убор перед мощами Сергия». А вскоре музей назвали «рассадником поповщины». Владимиру Дервизу, можно сказать, повезло, его «всего лишь» уволили. А почти всех монахов, работавших музейными смотрителями, расстреляли или сослали.
С ЮВАО связана память о двух Дервизах
Последние дни Владимир Дервиз, уже тяжело больной, доживал в Москве. С 1917 года, когда его семью изгнали из собственного имения в Домотканове, у него не было своего угла. Жил то у дочерей, то у друзей, а во время работы в лавре — прямо в музее. Похоронили Владимира Дервиза на Введенском кладбище в Лефортове.
Кстати, с Юго-Востоком Москвы связана память о ещё одном представителе рода Дервизов. Металлические панно с изображениями животных на станции метро «Кузьминки» оформлял художник Григорий Дервиз, правнук Владимира Дервиза. Работы обоих Дервизов можно увидеть в Третьяковской галерее, в Музее Валентина Серова в Домотканове, есть они в частных коллекциях в разных странах мира.