Москва. Юго-Восточный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 11 Ноя 2022 в 18:00 | Текст: Лия Львова

На какой диете сидит балерина: пять основных мифов о балете

Балерина — профессия необычная и вызывает у непосвящённых любопытство. О балете существует множество мифов. Какие из них правда, а какие нет, рассказала «ЮВК» заслуженная артистка Московской области, ведущая балерина Московского государственного академичес­кого театра «Русский балет» под руководством Вячеслава Гордеева и преподаватель школы балета для детей на Ферганской улице Дарья Дарина.

Балерины сидят на строгой диете, практически голодают

Балерины не голодают, а правильно питаются. Должен быть полноценный и сбалансированный рацион питания — мясо, рыба, супы, фрукты, овощи. Важно принимать витамины и микроэлементы: кальций, омега-3, комплекс аминокислот, магний, калий, витамин D3. Но если у человека есть генетическая склонность к полноте, то балет не для него. Вес больше 52 кг не приветствуется, а для танца в дуэте балерина должна весить не больше 50 кг, чтобы партнёр не повредил спину. Например, у меня при росте 164 см вес 46 кг.

У балерин и танцовщиков часто случаются травмы

Если соблюдать все правила обучения с самого начала, травм и в будущем быть не должно. Важно, чтобы педагог не форсировал события. Заниматься можно начинать в три года. Но до 10-11 лет детей на пуанты не ставят.

До хореографического училища я училась хореографии в самодеятельном коллективе, и у меня был заложен не очень правильный фундамент. Думаю, поэтому у меня были переломы и разрывы связок. Хотя травмы бывают и по другим причинам. Однажды я танцевала ведущую партию в «Щелкунчике», во время адажио встала на пальцы, попала на неровность в полу и подвернула ногу. Дотанцевала спектакль через боль до конца. Потом оказалось, что это был разрыв связки. А на гастролях в Мексике у меня случился стрессовый перелом плюсневой кости стопы. Такой перелом не связан с ударом, а возникает от напряжения мышц.

Про мужчин в балете ходит множество слухов

Я догадываюсь, о чём вы. Людей с нестандартной ориентацией в хорео­графической среде ровно столько же, сколько и в других профессиях. У нас в театре, например, многие балерины и танцовщики создают семьи и растят детей.

Говорят, что балерины очень редко заводят детей: боятся форму потерять

В основном это так, но не всегда. У меня, например, три дочки, и я до сих пор ведущая балерина в театре. Первую дочку я родила в 28 лет. Вышла на работу через 2,5 месяца, полгода постепенно входила в форму. А вот после второй дочки была в декрете 1,5 года, вышла и сразу с театром поехала на гастроли в Одессу. Главный режиссёр вдруг говорит: «Через 20 дней ты будешь танцевать заглавную партию в «Жизели». Я стала отказываться, говорила, что, наверное, это шутка, я ещё не восстановилась. Но оказалось, что ситуация безвыходная: надо заменить заболевшую балерину. И я справилась! С третьей дочкой я была дома около двух лет и в прежней форме была уже через два месяца. Кстати, младшая, Василиса, занимается у меня в классе и говорит, что станет балериной, а две старшие категорически отказались.

И ещё пример. Прима-балерина Мариинского театра Олеся Сарафанова летом этого года родила четвёртого ребёнка, и в театре ждут её возвращения на сцену.

В хорео­графическую школу ребёнка записать сложно, там очень строгий отбор

Дети, которые хотят сделать балет своей профессией, придя в хореографическое училище, проходят строгий отбор в несколько этапов. Оцениваются внешние данные — насколько правильные черты лица, какая фигура. Если у ребёнка от природы широкая кость, непропорционально большая голова, короткие или кривые ноги, слишком крупные коленные суставы, ему отказывают в приёме. Также оценивают музыкальные и танцевальные способности, координацию. Кроме того, для серьёзных занятий балетом нужно иметь идеальное здоровье.

А вот в школу балета для детей от пяти лет берут почти всех. Я стараюсь, чтобы ребёнок обязательно полюбил хореографию и занимался с удовольствием.