125 лет назад состоялась легендарная встреча Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар», на которой они почти 18 часов обсуждали новую театральную систему и решили создать Московский Художественный театр. С его открытием в 1898 году Константину Алексееву (Станиславский — это его сценический псевдоним) пришлось делить время между сценой и семейной золотоканительной фабрикой, производившей золотую нить. Ткацкий корпус располагался на Золоторожской улице (сейчас — Волочаевская), на территории бывшей усадьбы Строгановых. Золотая нить широко использовалась при производстве парчи и при шитье священнических облачений.
Внук французской актрисы
Отец Константина Алексеева, промышленник и меценат Сергей Алексеев, управлявший крупной фабрикой и десятками торговых лавок и амбаров, знал несколько языков и увлекался театром. Он брал для своей многодетной семьи годовой абонемент в итальянскую оперу, с детства приучая детей к искусству. А бабушкой будущего театрального деятеля со стороны матери была французская актриса, приезжавшая в Петербург на гастроли.
То опивались чаем, то гоняли на велосипедах
Алексеевы чутко отзывались на увлечения своих девяти детей. Как-то сестра Станиславского заинтересовалась соседом — молодым немцем-коммерсантом. «Наш дом заговорил по-немецки и наполнился иностранцами. Увлекались верховой ездой, бегами, скачками, всевозможным спортом», — вспоминал Станиславский. Молодые Алексеевы отпустили даже немецкие бачки и изменили причёски.
Затем один из его братьев влюбился в дочь русского купца: «Весь дом опростился. Со стола не сходил самовар, все опивались чаем, усиленно ходили в церковь, приглашали лучший церковный хор и певчих». На смену русофильству пришла другая метаморфоза: «Третья сестра влюбилась в велосипедиста, и мы все надели шерстяные чулки, короткие панталоны, купили велосипеды».
Между фабрикой и МХТ
Работать на золотоканительной фабрике Константин Станиславский по семейной традиции начал, когда ему ещё не было двадцати, не оставляя своего увлечения искусством. Тем не менее канительным делом он занимался тоже увлечённо. Несколько раз ездил за границу для изучения европейского опыта.
Но внедрять парижские новинки Станиславскому придётся самому: его отец скоропостижно скончается в 1893 году (похоронят его, а потом и Елизавету Васильевну, на Введенском кладбище). Несколько лет он разрывается между развитием фабрики, управлением МХТ и актёрской игрой. «Полное отсутствие времени, потому что я играю и режиссирую и тогда, когда нужно искать и работать для будущего (тогда я работаю на два, три фронта), и тогда, когда надо наживать деньги», — писал он Немировичу-Данченко в 1916 году.
Производство национализировали
В начале XX века после расширения семейного дела в цехах фабрики на Волочаевской стали производить кабельную продукцию. А после революции 1917 года производство национализировали. Так сама жизнь разрешила долго зревшие противоречия.
После революции бывший фабричный корпус использовался под административные нужды. А в 2019 году историческое здание, внесённое в список объектов культурного наследия, отреставрировали. Помещения используются под офисы.