Москва. Юго-Восточный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 26 Июл 2022 в 15:00 | Текст: Игорь СИБИРЯКОВ

Фирмы ушли, товары остались: в магазинах есть и ноутбуки, и запчасти

Часть западных IT-компаний заявили о прекращении поставок своей продукции на рынок России. Возникли опасения: сможем ли мы приобретать новые ноутбуки или ремонтировать старую технику? В ситуации разбирался «ЮВК».

Полки не пустуют

По словам сотрудников филиала крупного сетевого магазина на Волгоградском проспекте в районе Кузьминки, ассортимент ноутбуков сохранился с прошлого года.

— Есть модели дорогие, стоимостью свыше 100 тысяч рублей. Такие берут не только для работы. Объём оперативной памяти и качество видеокарты позволяют на них играть и смотреть фильмы. Простых аппаратов, стоимостью до 50-60 тысяч рублей, только для работы, тоже достаточно, — говорит консультант-продавец Владимир.

На полках стоит техника всех марок. Даже тех, чьи владельцы объявили о своём уходе с рынка России: Apple, Asus, Intel и HP. Есть даже «машины» на базе процессора 12-го поколения, а они запущены в продажу только в начале 2022 года.

— Перебоев с поставками пока не было, — отвечает Владимир на мой вопрос о влиянии на продажи санкций и запретов.

Сохранился ассортимент и в известных интернет-магазинах. Правда, цены по сравнению с февралём выросли на 50% и более. В телефонном разговоре Варвара, консультант одной из компаний, пояснила: техника куплена в феврале-апреле, а тогда курс валют превышал 100 рублей. Ответить на вопрос, будет ли снижаться стоимость компа сейчас, когда курс упал почти вдвое, девушка затруднилась.

Гарантию даст продавец

Как говорят эксперты, розничная торговля ноутбуками в России не прекратится. Товар в основном везут из Китая, а он не спешит присоединяться к санкциям. Однако есть вопрос: что будет с гарантией? Раньше обещание о работоспособности устройства давала фирма-производитель, но компании, которые заявили об уходе с рынка, сервисные центры уже закрыли или планируют это сделать.

Тем не менее решение пока найдено. По словам Артёма Соколова, президента Ассоциации компаний интернет-торговли (в её состав входят «М.видео», «Эльдорадо», «Ситилинк», «Яндекс.Маркет», Ozon и DNS), крупные фирмы решили предоставить покупателям гарантию при покупке сложной электроники сроком на один год. Речь идёт в первую очередь о смартфонах, ноутбуках и компьютерах.

— Все товары должны быть ввезены в страну с помощью механизма параллельного импорта, либо компания закупит их сама, — поясняет Соколов.

И если раньше гарантия покупалась отдельно, а покупатель мог от неё отказаться, то сейчас её стоимость просто включили в цену товара.

Запчасти везут под заказ

Но что делать, если куп­ленный несколько лет назад комп вдруг потребовал ремонта? В мастерской по ремонту мелкой бытовой техники на улице Фёдора Полетаева рассказывают, что предприятие временно прекратило принимать ноутбуки в ремонт.

— Берём, только если точно имеем запчасти, — говорит Олег, работник мастерской.

Он поясняет: раньше на предприятие доставляли по почте материнские платы, видеокарты или корпуса за три-пять дней. Можно было принять комп и гарантировать клиенту, что через 10 дней он свою «машину» заберёт.

— Теперь заказанные на западных торговых площадках комплектующие — а там они стоят дешевле, чем в России, — иногда доставляются месяц и более. Часть границ-то перекрыта. Мы оцениваем ремонт, заказываем запчасть, и только если она доставлена, берём технику у клиента. Так честнее, — поясняет сотрудник мастерской.