Заводские корпуса для 1-го Московского велозавода построили в начале 1930-х годов недалеко от станции окружной железной дороги Кожухово (сейчас Велозаводская ул., 5). История столичного предприятия была короткой и бурной.
«Надо быстрее пускать завод»
Таким призывом оканчивалась большая статья в газете «Рабочая Москва» в конце августа 1932 года.
«Московский велосипедный завод, в строительство которого вкладывается 11 млн рублей, при полной мощности будет давать 450 000 велосипедов в год», — сообщалось в газете.
Однако, как выяснилось, запустить уже построенный завод на полную мощность мешал спор между московским правительством и Госпланом. Ведь это было время великих строек СССР. Львиная доля бюджета шла на строительство ДнепроГЭСа и Беломорско-Балтийского судоходного канала. Тратить деньги на велосипеды казалось по меньшей мере легкомысленным. Строящийся велозавод законсервировали.
«Стройматериалы то привозятся на площадку завода, то увозятся. Деньги то дают, то не дают», — горестно описывала ситуацию столичная газета и доказывала, что велосипед не забава: «Он сокращает время. Он нужен рабочему и колхознику для поездки на работу и с работы, на прогулку и на отдых. Словом, велосипед — один из необходимых элементов быта».
«Будем драться за хороший советский велосипед»
К 1934 году московский завод уже не только выпускал тысячи велосипедов, но и сравнивал своё производство с английским, и не в пользу последнего. Оказывается, строили столичное предприятие по проектам одного из лучших в то время мировых производителей велосипедов и мотоциклов — британской BSA, причём компания обязывалась оказывать московскому велозаводу техническую помощь. В ноябре 1934 года заводчане отправились в Англию изучать новинки.
«Первое, что бросилось в глаза, это невероятное количество велосипедистов на улицах, — цитировала их впечатления «Вечерняя Москва». — В городах Англии велосипедисты считаются сотнями тысяч».
К тому времени компания BSA выпускала более 30 различных марок велосипедов: мужские, дамские, детские, грузовые с корзинками впереди, тандемы (двухместные велосипеды), гоночные и спортивные. Советские специалисты получили для отечественного велозавода чертежи девяти типов велосипедов и новейшей втулки, благодаря которой можно развивать большую скорость. И вместе с тем с удивлением заметили, что московский велозавод оснащён лучше британского.
«Будем драться за хороший советский велосипед, не уступающий мировым маркам», — заявил директор велозавода Иван Масленников.
Немецкий мотоцикл разобрали до винтика
В конце 1930-х Велозаводская улица стала центром по разработке отечественных армейских мотоциклов. Страна готовилась к войне. С конвейеров завода ещё сходили мирные велосипеды, а рядом, в созданном конструкторском бюро, уже изучали зарубежные образцы мотоцикла BMW-R71 (БМВ-750), состоявшего на вооружении немецкой армии. Известно, что один из этих мотоциклов разобрали до винтика, исследовав химический состав деталей, характер их обработки и особенности изготовления.
Весной 1941 года по постановлению СНК СССР столичный велозавод остановил производство велосипедов и запчастей к ним, готовясь запустить производство тяжёлых мотоциклов М-72. А уже в октябре 1941 года предприятие, теперь называвшееся «Московский мотоциклетный завод», было эвакуировано за Урал, в город Ирбит, где москвичи в кратчайшие сроки наладили серийный выпуск тяжёлых мотоциклов. Завод в столицу так и не вернулся. А производство, созданное столичными специалистами в Ирбите, до сих пор выпускает мотоциклы. Бывшее заводское здание на Велозаводской, 5, сейчас занимает оборонное предприятие «Комета».