Архитектора Константина Топуридзе (1905- 1977) прославили созданные им знаменитые фонтаны «Дружба народов» и «Каменный цветок» на ВДНХ. Гораздо меньше известно о его борьбе за сохранение исторических зданий и парков, среди которых, например, усадьба Кузьминки. А в Лефортове архитектор оставил о себе память, построив перед самой войной два моста — Госпитальный и Дворцовый (после реконструкции — Лефортовский) — взамен обветшавших.
Сохранил фрагменты древнего моста
В 1940 году ветхий Дворцовый мост, по которому ходил трамвай из центра столицы на Красноказарменную, предстояло реконструировать. К середине XX века это был самый древний мост Москвы.
Как писал историк, москововед Сергей Романюк, Дворцовый мост построили в 1781 году по подобию знаменитого Каменного моста. Своё название он получил благодаря тем дворцам, которые находились по обеим берегам Яузы: Головинскому, Лефортовскому и Слободскому.Константин Топуридзе насколько возможно сохранил исторический облик старинного моста.
«Не могу умирать с кастрюлей на голове!»
Госпитальный мост по проекту Топуридзе реконструировали в 1941 году, по нему тоже проходил трамвайный маршрут (до конца 1980-х). Мост вплотную примыкает к Военному госпиталю имени Бурденко, ставшему в первые месяцы Великой Отечественной войны одной из основных целей вражеских бомбардировщиков.
Как вспоминал полковник медицинской службы Николай Шишкин, служивший в госпитале, с июля им приходилось ежедневно перетаскивать раненых в убежище. Вплоть до октября 1941 года, когда госпиталь на год эвакуировали в Горький, Госпитальный мост оставался единственным маршрутом, по которому доставляли раненых. В это же время Константин Топуридзе регулярно дежурил на крыше своего дома в центре Москвы, спасая его от бомб-зажигалок.
В мемуарах его супруга, знаменитая артистка Рина Зелёная (оба покоятся на Введенском кладбище), вспоминала, что «солдаты были в шлемах, а дружинникам шлемов не полагалось.
«Я сказала К.Т.Т., когда он мчался на дежурство: «Слушай, ты надень хоть кастрюлю, а то пробьёт тебе голову осколком!» Он ответил: «Я дворянин. Я не могу умирать с кастрюлей на голове!» И ушёл».
Должность — жена архитектора
«Характер у него был ужасный. Доброта соседствовала со страшной вспыльчивостью, — вспоминала артистка, тоже обладавшая упрямым и самостоятельным характером. – Если ему случалось обижать меня, я могла бы биться головой о стенку, он, даже слыша стук, не посмотрел бы в мою сторону. А через несколько часов мог подойти и сказать: — Ну хорошо, я тебя прощаю».
Поняв в какой-то момент, что один из двоих должен раз и навсегда уступить, Рина Зелёная пришла к решению «в корне сломать себя».
«Так в моей жизни у меня образовалась вторая профессия, называется она — жена архитектора. Это чрезвычайно трудная и ответственная должность», — писала Екатерина Васильевна.
Она сохранила записку мужа: «Ты считаешь, что у меня несносный, нетерпимый нрав, а между тем я тиран с очень мягким и отзывчивым характером».
Спасал исторические здания и усадьбы
Топуридзе был одним из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Во многом благодаря его усилиям в 1970-е годы удалось сберечь исторический облик Даниловского монастыря, сохранить древние храмы Зарядья, спасти от постепенного разрушения усадьбы Кусково и Кузьминки.
В 1960-х пруды Новодевичьего монастыря хотели засыпать под строительство дома для высокопоставленных чиновников из ЦК. По рассказам коллег, Константин Топуридзе на совещании у Брежнева назвал этот план варварством и преступлением перед историей. И вышел, хлопнув дверью. «Этот парень знает и любит своё дело, к нему надо прислушаться», — сказал генеральный секретарь ЦК КПСС.