Аскольд Запашный — художественный руководитель Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского, где директор, между прочим, — его родной брат Эдгард Запашный. Аскольд продолжает работать и дрессировщиком хищников.
Сейчас Аскольд и Эдгард Запашные снимаются в сериале «Сальто-мортале» для телеканала СТС, где братья сыграли самих себя, а Эдгард Запашный, кроме всего прочего, является сопродюсером проекта. Нам удалось побеседовать с Аскольдом Запашным и об этом проекте, и о цирке, и о многом другом…
Вот такое «Сальто-мортале»
— Аскольд, что бы вы хотели увидеть в сериале «Сальто-мортале»? Ведь главное действие происходит именно в цирке.
— Лучше скажу, чего я не хотел бы увидеть. Например, шаблонного представления о цирке. Потому что телевидение и кино, к сожалению, грешат использованием стереотипов. Получается, что огромное число людей не ходят в цирк из-за того, что они представляют себе цирк именно таким, каким его показали в кино. У нас много лет назад был такой пример. Для одного телеканала делали телевизионный сериал. И когда они пришли снимать к нам в цирк, они нас учили, как работать на манеже: «Вам надо репетировать так, чтобы вот здесь медведь стоял, а здесь кто-то летал, а вот здесь кто-то прыгал». А мы им поясняли, что так делать нельзя по технике безопасности. Вообще мне хотелось бы, чтобы про цирк снимали гораздо больше художественных фильмов, как это было в Советском Союзе.
«Травмы — это обыденность»
— Но цирк — это ещё и травмы… Вы подсчитывали, сколько раз их получали?
— Не подсчитываю. Потому что травмы для нас — это обыденность. Дай бог, чтобы не было таких травм, которые заканчивают карьеру или жизнь. Есть у нас такая задумка: фильм про судьбу дрессировщика Виталия Смоленца, он работал со львами. Однажды во время своего переезда между городами спасал человека. Виталий увидел на дороге аварию и лежащего в снегу человека. Он остановил свою машину, выбежал, чтобы помочь. Но сам получил травмы: проезжавшей мимо фурой ему перебило ноги. Но Виталий верен своей профессии: работал в клетке с двумя ампутированными ногами. Удивительная судьба!.. И таких историй — великое множество: про людей, которые теряли родных, про взаимосвязи дочки Брежнева с цирковыми артистами и так далее… Я вам могу столько интересного рассказать — на сто фильмов хватит!
Равные среди первых
— Вы готовы подчиняться своему брату?
— У нас с братом — смежные профессии: я художественный руководитель, а он директор цирка. Мы шли на эти должности, очень чётко — по 50 процентов — распределяя свои обязанности. Всё, что происходит в цирке, — это в большинстве своём художественные произведения. И когда брат выходит на манеж, он в первую очередь слушает то, что я скажу. Но на нём лежат многие организационные и административные процессы — и тут уже я подчиняюсь. Но это не умаляет ничьих достоинств. У нас нет задачи помериться, кто здесь главнее или важнее.
Брат старше меня на год и два месяца, но родители всегда нивелировали этот момент. Наверное, в силу того, что у папы в семье был разлад среди братьев, когда братья перестали не только работать вместе, но даже общаться, — он понимал, насколько это плохо. И боялся, чтобы этого не случилось с нами. Нас воспитывали фактически как близнецов. И когда мы стали заниматься чем-то серьёзным, управлением цирком в том числе, мы всегда распределяли обязанности, понимая, что никакое управление не должно ударять по чьему-либо самолюбию.
Проверенный тандем
— Животных тоже распределяете?
— Да, по индивидуальным предпочтениям: тигры больше с Эдгардом выступают, а львы — больше со мной. Это, наверное, по психотипу, по темпераменту. Львы тянутся больше к тем, кто терпеливее и спокойнее, а брат — человек более взрывной. Но это не значит, что если ты занялся тиграми, то не занимаешься львами. Есть просто приоритеты. И работой с животными это не ограничивается. Есть стереотипное представление, что братья Запашные — это только хищники и дрессура. Нет, мы с братом работаем со множеством жанров.
— А как вам «партнёрствуется» с братом в кино?
— Вопрос риторический: я уже 46 лет в партнёрстве с ним — и не только в кадре, но и на манеже, и на сцене, и в различных телевизионных передачах. С братом мы сделали массу проектов, которые не относятся к цирку напрямую; пробовали себя в разных амплуа: и как актёры, и как танцоры… Много чего было… Это тот тандем, который прошёл огонь, воду и медные трубы!