Центр ГИМС Главного управления МЧС России по г. Москве обеспечивает безопасность на водных объектах. В его рядах служат дисциплинированные, образованные, приходящие на помощь в трудную минуту люди. Государственная инспекция по маломерным судам образована постановлением Совета Министров РСФСР 15 июня 1984 года. В 2004 году инспекция вошла в состав МЧС России. 40 лет назад была основана Государственная инспекция по маломерным судам. О призвании помогать людям рассказал Александр Кажуров – старший государственный инспектор по маломерным судам-руководитель группы патрульной службы ГИМС Центра Государственной инспекции по маломерным судам.
Александр, расскажите предысторию поступления на службу в Государственную инспекцию по маломерным судам.
Меня всегда привлекало море и все, что с ним связано. Пошел учиться в Первый Московский кадетский корпус, Навигацкая школа. В то время кадетское движение только начинало развиваться. Было несколько направлений и, соответственно, корпусов. Корпус «Налоговый», «Таможенный», «Казачий» корпус. После 9 класса я учился в «Кадетском корпусе героев Севастополя». Потом перешел в Навигацкую школу. Там уже был флотский распорядок по-настоящему. Пять дней в неделю жили в казарме, на выходные – домой. Преподаватели давали хорошие знания, учили дисциплине и ответственности.
После третьего курса института понял, что гражданская жизнь не для меня. Местом службы стал Балтийский Военно-морской флот, большой десантный корабль «Королёв». Уволился старшиной первой статьи, из боевой части № 1, которая отвечает за штурманское управление. Это мы – ребята из первой части – стояли за небольшими штурвалами огромных кораблей и управляли ими.
Флот – это, прежде всего, дисциплина. И это исполнение приказов. Новые сотрудники, которые приходят к нам в ГИМС, иногда не понимают, когда только начинают службу, что такое приказ. Выполнение приказов должно быть полное, своевременное, корректное. Но дисциплина – это не только исполнение приказов. Должна быть и самоорганизация, требовательность к себе, распорядку дня, пунктуальности, исполнительности по отношению к служебным обязанностям. Флот, безусловно, мне в этом помог. Именно на дисциплине держится служба как на флоте, так и в Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
После увольнения в запас у меня была гражданская специальность, не долго, два года. Конечно, начал искать службу ближе к воде. Я стал инспектором ГИМС и ни разу об этом не пожалел – это мое призвание.
Какими знаниями должен обладать инспектор ГИМС?
К нашим сотрудникам есть пожелание, чтобы они имели юридическое образование. Инспекторские проверки, общение с людьми надо вести в рамках закона, для этого необходимы соответствующие знания.
Без знаний психологии, навыков общения у нас тоже не обойтись. Маломерными судами управляют разные люди. Некоторые из них, бывают на нервах, заносчивые, скажем так. Со всеми нужно находить общий язык, чтобы не было конфликтных ситуаций на воде.
Просьбы и рекомендации к судовладельцам?
Самое главное – внимательное отношение к собственной безопасности. Нельзя подвергать опасности себя и людей на борту. Имея людей на борту маломерного судна, судоводитель несет ответственность за их жизнь и здоровье. Прогулка на воде приносит прекрасные эмоции, но предписанные правила эксплуатации судна необходимо соблюдать должным образом.
Необходимо знать правила плавания в данной акватории, четко понимать, где судовой ход. Судовой ход – это пространство для движения больших судов, барж, лайнеров, теплоходов с пассажирами. Маломерным судам там ходить нельзя, только справа или слева, в зависимости от того, как это обозначено на карте или местности. На местности на это указывают соответствующие знаки. На большом судне маломерное могут не заметить. И тогда…
Необходимо соблюдать скоростной режим, как и на дорогах. Машина может резко затормозить, уйти вправо. А с лодкой так не получится. Маневры на ней гораздо тяжелее. От паники можно не справиться с управлением и врезаться в причал, другую лодку или перевернуться. Важно знать технические возможности своего судна. Соизмерять свои навыки вождения с этими возможностями.
Как получить удостоверение на право управления маломерным судном?
В Москве есть ряд школ, где будущие судоводители получают как теоретические, так и практические знания. Аттестацию граждан на право управления маломерными судами осуществляет ГИМС МЧС России. Но бывает так, несмотря на большое желание управлять судном, за штурвал лучше не вставать. Необходимо всё же иметь личные данные по внимательности, реакции. Если у человека нет способности быть хорошо сконцентрированным и внимательным, лучше не браться. Не дано, значит не дано. Ещё раз повторюсь, на судоводителе лежит ответственность не только за собственную безопасность, но и за тех, кто находится на борту, тех, кто находится на близлежащих суднах. Огромная ответственность!
Практические занятия должны быть регулярными, даже если экзамены успешно сданы. Перед самостоятельным выходом на воду необходимо провести как минимум 10 практических занятий со специалистом. Досконально знать, что означают те или иные знаки: куда можно поворачивать, куда нельзя, где находится мель, место швартовки, куда можно сбрасывать якорь и массу иных нюансов. Но главное в этом деле – практика, практика и еще раз практика!
Когда заканчивается сезон навигации в акваториях нашего региона?
В этом году навигация закрылась 14 ноября. Когда встает лед (корки льда толщиною 2-3 см) уже нет смысла выходить на воду. Во-первых, лодку можно испортить, во-вторых, никакого удовольствиях от эксплуатации маломерного судна в холод и ветер вы не получите. Весь маломерный флот поднимается на хранение. Это делают как судоводители, так и мы в инспекции по маломерным судам.
В первых числах декабря начинается период ледостава. В это время лед затвердевает неравномерно, сначала он замерзает у берегов, а затем уже и на середине водоема. Выходить на такой лед опасно.
Всех жителей и гостей столицы, я бы хотел предупредить: не выходите на неокрепший лед для ловли рыбы, не допускайте катания на коньках или снегоходах, будьте внимательны и осторожны! Соблюдайте правила безопасного поведения. Прежде, чем выйти на лед, убедитесь в его прочности. Если вы почувствовали, что лед непрочен, незамедлительно прекратите движение, и возвращайтесь на берег, совершая шаги без отрыва ног от поверхности льда. Исключите случаи пребывания на льду в темное время суток и в плохую погоду. Не переходите водоем по льду в запрещенных местах.
Как проходит день инспектора ГИМС летом и зимой?
Любой день инспектора, не зависимо, от того лето это или зима, посвящен безопасности людей на воде.
Лето – пора навигации. Лично мой служебный день начинается в 5.45 утра, в 9.00 я уже беру лодку и выхожу на патруль. Летом с воды мы вообще не выходим, вплоть до 9 вечера. Те суда, которые находятся на воде, постоянно должны наблюдаться. Как и сотрудники Государственного казённого учреждения «Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах», мы патрулируем и наблюдаем за пляжами, следим, чтобы люди не заплывали за буи. Если необходимо оказать помощь, мы оказываем ее. Летом, действительно, работы очень и очень много.
Зимой, мы регулярно собираем информацию о толщине льда со всех водоемов столицы, а их очень много. Эти данные подаются в Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Москве и размещаются на официальном сайте Главного управления.
У каждого территориального отделения Центра ГИМС есть своя зона ответственности. Наше отделение наблюдает за более чем 40 водоемами. Необходимо приехать с ледорубом и коловоротом, пробурить, измерить толщину льда и предоставить о ней информацию.
Самой большой опасности подвергают себя рыбаки. Регулярно проводим с ними профилактические беседы. Не может у нас определенная часть людей обходиться без зимней рыбалки, хоть это и запрещено.
Особое внимание уделяем работе с детьми. Перед наступлением летнего периода, перед наступлением зимнего периода, мы проводим регулярные беседы, занятия в школах о безопасности поведения на воде. Информацию до ребятишек мы доводим в доступном для них формате. Это диалог, игра, живое общение. Главное, чтобы эту информацию усваивали и взрослые.
Без понимания родительской ответственности за безопасность ребенка на воде толку не будет! Необходимо быть внимательным, следить за своими детьми, их поведение требует особого внимания.
Что для вас значит ваша служба?
Я считаю себя романтиком, я люблю работать на воде. Служба на флоте для меня много значила, а служба в ГИМС имеет приоритетное значение в жизни. Я читал Валентина Пикуля, «Крейсера», «Три возраста Окини-сан», те книги, что непосредственно связаны с флотом, привели меня к тому, что я стал инспектором. Кроме тяги работать на воде, есть идея помогать людям. В этом смысле, все кто служит в ГИМС – идейные, потому, что помогать людям нам нравится.
Можно назвать вашу службу тяжелой?
Бывает такое, что наступают моменты, когда начинаешь немного уставать, перегорать на службе. Но опыт позволяет эти моменты преодолевать. Прежде всего – это спорт. Я играю в футбол. Он позволяет не только отвлечься от трудностей службы, но и держать себя в форме. Ещё один способ – это несколько часов абсолютной тишины, без телефона, интернета, телевиденья. Тогда все это перегорание сходит на нет.
Я в близких отношениях с родителями, мы часто общаемся. Они – источник моего вдохновения, мотивации поступков. Их любовь и советы помогают мне быть счастливым человеком, находиться в равновесии.
Как ведется работа с ветеранами?
В 2024 году Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России отмечала 40-летний юбилей. Ветераны у нас, конечно есть. На праздновании юбилея в Главном управлении МЧС России по г. Москве наших старших товарищей собирали, награждали, было праздничное мероприятие.
Когда уходят на пенсию такие люди – это большая потеря в знаниях и опыте, полноценно заменить их сложно. Крашевский Вячеслав Федотович отвечал за контрольно-надзорную деятельность, проработал в инспекции почти со дня основания. Сейчас поддерживает ценным советом, экспертным мнением.
У каждого из нас есть свои наставники. У меня это старший государственный инспектор (руководитель территориального отделения) государственной инспекции по маломерным судам Центра ГИМС Главного управления МЧС России по г. Москве Алексей Антипов и Роман Стрельцов, начальник патрульной группы. Взяли меня под крыло. Именно они мне открыли дорогу на воду, по которой я с удовольствием и пошёл. Помогли юридически правильно, без лишних эмоций выстраивать общение с нарушителями. Опыт старших товарищей очень помог мне.
Сегодня служим бок о бок, и я до сих пор черпаю знания. Учиться надо всегда, а совершенства в профессиональной подготовке нет.
Становятся ли более дисциплинированными граждане?
Моя зона ответственности – это Химкинское водохранилище. С точки зрения службы – это спокойное место. Со всеми местными судоводителями ведётся работа, профилактические беседы. Рассказываем, в каких местах акватории нужно быть более осторожными. В начале сезона собираем руководителей баз-стоянок, яхт-клубов, непосредственно судоводителей, доводим до сведения изменения в правилах плавания, законодательстве. Если есть вопросы по навигации, правилам эксплуатации маломерного судна, они могут позвонить в отделение и проконсультироваться.
Главное правило инспектора Александра Кажурова?
Обеспечение безопасности детей на воде. Дети – это наша жизнь, наше будущее. Я очень остро переживаю, если ребенок подвергается опасности. Уважаемые взрослые, будьте внимательны к детям, следите за их поведением на воде. Понятно, что безопасность всех людей важна, но детей – в первую очередь.
Что бы Вы хотели сказать нашим читателям?
Ваша безопасность – в ваших руках. Наступает зимний, особенно опасный период. Следите за собой и своими близкими. Будьте дисциплинированы, соблюдайте правила поведения на воде. Желаю здоровья, счастья, благополучия.