Москва. Юго-Восточный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 04 Дек 2024 в 09:00 | Текст: Валерий КОНОВАЛОВ

Могут ли быть правила без исключений?

Могут ли быть правила без исключений?
«Ромул, победивший Акрона», картина Жана Огюста Доминика Энгра, 1812 г.

Если какую-то фразу без конца повторять, она становится всё убедительнее. Вот сейчас в ходе различных ток-шоу то и дело звучат слова о том, что все войны заканчиваются переговорами. И почти никто с этим не спорит. Разве что кто-то заметит, что окончанием войны может стать и капитуляция, а ему тут же возразят: обсуждение условий капитуляции — это тоже вид переговоров.

Но почему так? Кто сказал? Откуда взялась эта якобы мудрость о неизбежности переговоров? Разве не бывало в истории примеров, когда войны заканчивались полным разгромом, а иногда и уничтожением противника? Бывали, конечно. На тех же ток-шоу иногда вспоминают ещё одну расхожую фразу о том, что Карфаген должен быть разрушен. Она из истории так называемых Пунических войн между Римом и Карфагеном. Так вот последняя из этих войн закончилась тем, что Карфаген был не только полностью побеждён и разрушен, но и земля, на которой он стоял, распахана и засыпана солью, чтобы там ничего не росло, а жители либо уничтожены, либо угнаны в рабство. Ни о каких переговорах и речи не было. Как-то без них обошлись.

Конечно, могут возразить, что такой пример — скорее исключение, подтверждающее правило. Но уж вот это утверждение и вовсе всегда мне казалось сомнительным. Разве правилу нужны какие-то подтверждения в виде исключений? Мне так кажется, что настоящее правило должно быть как раз без всяких исключений. А иначе это уже не правило, а скорее статистика. И когда говорят, что не бывает правил без исключений, это натяжка.

Бывает, конечно. Просто многие слова и выражения принимаются у нас на веру без сомнений и проверки. Сказали — значит, так и есть. А что за суть за словами? Если, например, на тех же ток-шоу представляют человека независимым экспертом, ведь, по сути, это означает, что его никуда не берут на работу. Или ещё иногда говорят: культовый режиссёр или поэт. А это, как правило, те, кого не очень смотрят и читают. Превозносят же такие же самоназванные культовые критики — независимые эксперты от культуры.

Вот Пушкина, например, культовым не называют. Его просто уже 200 лет любят и знают наизусть. И это правило без исключений. Для этого и переговоры никакие не нужны.

Читайте также