Москва. Юго-Восточный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 26 Ноя 2024 в 10:00 | Текст: Галина ПОГОДИНА

Басист из «Самоцветов» и «Пламени» живет в районе Печатники

Басист из «Самоцветов» и «Пламени» живет в районе Печатники
Алексей Шачнев с гитарой 1978 года. Фото: Галина Погодина

Житель Печатников Алексей Шачнев — известный музыкант. Широкая публика его помнит как басиста вокально-инструментальных ансамблей «Самоцветы» и «Пламя».

Сейчас Алексей Шачнев преподаёт в Институте культуры и играет в группе «Старый парк». Он лауреат международной премии ЮНЕСКО за вклад в развитие музыкальной культуры.

Сыграл так, как надо: до мурашек

После школы Алексей пошёл в техникум. В это время он стал фанатом группы «Меломаны»: ездил с ними, таскал усилители, колонки и понемногу учился игре на бас-гитаре. Однажды Алексей сопровождал друга на прослушивание в группу «Москвичи», и вдруг его тоже пригласили сыграть. Он сыграл. Один из экзаменаторов сказал: «По моей спине мурашки побежали — ты сыграл так, как надо. Будешь с нами работать?» Это был Валерий Шаповалов — создатель группы «Лимонадный Джо» и других. И теперь после занятий в техникуме Алексей играл в кафе в парке им. Горького.

Затем последовало участие в группе «Витязи», в которой пела красивая белокурая девушка Ирина. Она вышла замуж за Алексея. А в недалёком будущем Ирина Шачнева стала знаменитой солисткой ансамблей «Самоцветы» и «Пламя».

«ВИА Юрия Маликова»

В 1971 году Алексею рассказали, что известный музыкант Юрий Маликов привёз из Японии потрясающую аппаратуру, создаёт группу, нужны басист и певица. Алексей и Ирина приехали на прослушивание, но его поначалу взяли звукорежиссёром.

Сначала это был просто «ВИА Юрия Маликова», а уже позже — «Самоцветы». На этом этапе были созданы такие хиты, как «Увезу тебя я в тундру», «Вся жизнь впереди» и многие другие. Спустя пять лет Алексей и другие музыканты создали собственную группу — «Пламя».

«Идёт солдат по городу»

 — К нам на репетицию пришёл Владимир Шаинский, с порога кричит: «Я вам хит принёс!» Сел за рояль и принялся бодро барабанить по клавишам: «Идёт солдат по городу, по незнакомой улице…» Когда он ушёл, Юрий Маликов подходит ко мне с Дьяконовым (солист Валентин Дьяконов. — Ред.) и говорит: «Из этого «тумба-тумба» надо сделать что-то посовременнее!» А я увлекался голландской группой «Золотые серёжки», у них был риф такой хороший на бас-гитаре, я на его основе сделал аранжировку, а Серёжа Березин написал вступление. И когда Шаинский это слушал, показывал большие пальцы.

Позже, уже в составе группы «Пламя», Алексею Георгиевичу дважды довелось ездить в Афганистан, поддерживать наших бойцов.

 — Мы не раз попадали под обстрелы. Но самое тяжёлое было — выступать в госпитале. В первом ряду молодые парни лет по восемнадцать-девятнадцать, без рук, без ног, без глаз… За ними другие раненые и в дальнем ряду — медперсонал. И мы им пели: «У солдата выходной, пуговицы в ряд»…

Музыкант — профессия опасная

Обычно солист Юрий Петерсон по ходу песни «Снег кружится» уходил за кулисы, продолжая петь, а музыканты играли всё тише, в зале гас свет… С последним аккордом свет включали, и Юрий возвращался на сцену для поклона. Во время гастролей в Нижневартовске произошло ЧП. Электрик забыл заземлить электроаппаратуру.

 — Юра ушёл со сцены, мы доигрываем, и вдруг в тишине из-за кулис раздаётся дикий вопль. И тишина — зрители переглядываются… Оказалось, Юра взялся рукой за металлическую штангу, на которой висели софиты, и получил удар током, к счастью, не имевший серьёзных последствий.

В «Старом парке» с гитарой 1978 года

Сейчас Алексей Шачнев играет в группе пожилых мастеров «Старый парк». Он выходит на сцену с бас-гитарой 1978 года, которая заслуживает отдельного рассказа. В Советском Союзе электрогитары были огромным дефицитом. В конце 1970-х музыкант был на гастролях в Финляндии, в Турку. В местном музыкальном магазине он увидел гитару джаз-бас Fender, но денег на неё не хватало.

 — Я привёз матрёшек, ложки деревянные, стал ходить с ними в этот магазин и выносил продавцам мозг: «Мне и футляр не нужен, можете даже струны снять, только уступите эту гитару!» Говорил по-английски и дарил им эти ложки.

Однажды пришёл хозяин магазина, но тоже отказал. Выяснилось, что хозяин — саксофонист, и Алексей предложил ему сыграть вместе.

 — И у нас пошёл такой драйв, а один из продавцов схватил бубен, давай отстукивать ритм. Когда мы закончили, я пожал ему руку и сказал: «Ты просто супер, Чарли Паркер курит в сторонке!» А он ответил: «Забирай гитару!» И я помчался в гостиницу как на крыльях…