Роман Григорьевич, какой самый распространённый вид мошенничества?
Каждый день появляются новые и новые способы обмана доверчивых граждан мошенниками. Самый распространенный вид мошенничества – с использованием сети Интернет и услуг мобильной связи. Как правило жертвами аферистов становятся самые незащищенные слои населения – пенсионеры и инвалиды.
Как не стать жертвой мошенников? Какие основные правила существуют?
Чтобы не стать жертвой мошенников, Вам необходимо знать несколько правил:
Если к Вам пришел человек и представился работником некой организации, обязательно потребуйте у него удостоверение, запишите имя, фамилию, должность и название организации. Желательно также всегда иметь под рукой телефон справочной службы или организаций, обслуживающих район, где Вы проживаете, чтобы уточнить, проводятся ли сегодня какие-либо выезды специалистов и работает ли там человек с такой фамилией. Если у гостя нет удостоверения или в нем не хватает указанных реквизитов, или в организации не подтвердили факт работы такого специалиста и проведения выезда, есть все основания полагать, что перед Вами мошенник. В таком случае не разрешайте незнакомцу войти в Вашу квартиру и смело вызывайте полицию.
Также участились случаи выманивания денег у пожилых людей путем предложения им медицинской помощи и лекарственных препаратов на льготных условиях. Мошенники, пользуясь доверием предлагают приобрести путевки в санаторий или лекарственные средства по низкой цене, а также зачастую рекламируют чудо-аппарат от «всех болезней». Прежде чем доверять таким предложениям, необходимо позвонить в больницу и все уточнить.
В дни получения пенсии стараться посещать почтовые отделения, сбербанки и банкоматы с родственниками или людьми, которым Вы доверяете.
Роман Григорьевич, расскажите, пожалуйста, какие схемы чаще всего используют мошенники?
Приведу самые распространенные схемы мошенничества:
“Ваш родственник в беде!”
Мошенники звонят на стационарные телефоны доверчивых пожилых людей вечером или ночью, когда люди дезориентированы и напуганы внезапным звонком. Абонент обычно представляется другом родственника – сына или внука, попавшего в полицию, больницу, аварию или другую беду. Звонить может и якобы сам родственник или так называемые «сотрудники правоохранительных органов». Тут все спланировано – плохая связь, ночное время суток, необходимость быстрого принятия решения. Пожилой человек спросонья может и не узнать знакомый голос, а «родственнику» срочно нужна помощь, причем в денежном эквиваленте. Пока потерпевший, готовит свои сбережения, на пороге появляется посредник. Потерпевший добровольно отдает свои деньги в руки чужого человека, благодарит его за помощь и только потом начинает анализировать ситуацию, звонит ничего не подозревающему и мирно отдыхающему родственнику и узнает, что у него, оказывается, все в порядке.
“Вашу квартиру хотят украсть мошенники!”
Одним из самых распространенных способов хищения имущества граждан является мошенничество в сфере недвижимости.
Мошенники звонят пожилым людям, представляются сотрудниками: «ФСБ», «Следственного комитета РФ», «Центрального Банка РФ» и иными должностными лицами органов власти и сообщают, что якобы мошенники пытаются похитить принадлежащую гражданину квартиру и просят потерпевшего поспособствовать «правоохранительным органам» в поимке преступников. Для этого гражданину необходимо не сообщать никому об участии в «оперативном мероприятии», заключить якобы фиктивный договор купли-продажи своей квартиры с «добросовестным» покупателем, а полученные от продажи денежные средства перевести на «безопасные счета» – счета преступников.
Так называемая «фиктивная сделка» на самом деле соответствует требованиям действующего законодательства и в результате указанных мошеннических действий граждане утрачивают право собственности на принадлежащие им жилые помещения.
“Пополнение счета абонентского номера!”
Еще один способ получения денег от доверчивых граждан – смс-сообщения. Текст примерно одинаков: “Мама, я в беде. Переведи деньги на (номер счета или номер телефона)”, “Кинь деньги, потом объясню”. Часто мошенники просят небольшие суммы – до 1000 рублей. Потерпевший перечисляет деньги, а только потом понимает, что его обманули мошенники.
“Ваша карта заблокирована!” или “Заявка на перевод денежных средств принята!”
На мобильный телефон потерпевшего приходит смс-сообщение примерно такого содержания: “Ваша карта заблокирована”, “Платеж одобрен, подробности по телефону…”. Гражданину, позвонившему на указанный в сообщении номер телефона, отвечает, якобы, представитель технической службы или службы безопасности банка (какого – не уточняют), просят срочно передать реквизиты банковской карты или же перевести средства на продиктованный счет, в целях предотвращения взлома мошенниками. Для этой цели мошенники просят потерпевших пройти к ближайшему банкомату, войти в меню оплаты номеров мобильной связи и набрать ряд продиктованных «сотрудником» цифр. Люди, думая, что совершают операцию по разблокировке карты или отмене перевода, сами перечисляют все денежные средства со своей карты на чужой абонентский номер или банковский счет, и только потом звонят в банк и узнают, что стали жертвами мошенников.
Будьте бдительны! Ни один банк не будет рассылать подобные сообщения, а тем более узнавать реквизиты банковской карты. Поэтому все сообщения и звонки с подобными предупреждениями – всегда мошенничества.
Что делать гражданину, если он все-таки попался на уловки мошенников?
Если Вы стали жертвой мошенников, незамедлительно обращайтесь в дежурную часть ОВД или звоните по телефону 02, 102, 112. От Вашей оперативности зависит, насколько быстро будет раскрыто преступление, задержаны виновные, а имущество возвращено законному владельцу.