В начале XVIII века русский промышленник и политический деятель Григорий Строганов (1656- 1715) получил в подарок от императора Петра Великого земли на юго-востоке от Москвы, до этого принадлежавшие Симонову и Николо-Угрешскому монастырям.
К тому времени его семья владела древней Влахернской иконой Божией Матери, в честь которой был освящён храм и названо село.
Копия, но самая древняя
Фамильная реликвия Строгановых — это копия чудотворной Влахернской иконы Божией Матери из монастыря в Константинополе, которая уже три века находится в Москве, в Успенском соборе Кремля. Копия эта — самая древняя из трёх самых известных. По мнению музейного хранителя, искусствоведа Галины Сидоренко, она создана в VII веке.
Влахернская чудотворная икона очень необычная: она рельефная — выполнена в технике воскомастики (из смеси воска и мастики). Список, принадлежавший Строгановым, хотя и копировал оригинальную икону, но был при этом с более глубоким рельефом.
А вот другую важную особенность Влахернской иконы нельзя было воспроизвести. По свидетельству патриарха Паисия, она была создана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава». По одной из версий, это были частицы мощей мучеников Никомидийских, Синайских и Раифских.
Создал евангелист Лука
Влахернскую икону Божией Матери, по преданию, создал евангелист Лука, «смотря на саму госпожу нашу Богородицу-деву, когда она ещё жива была», — так простодушно описывал образ новгородец Стефан, побывавший в XIV веке в Константинополе, где тогда находилась святыня.
Он выразительно описал мощное воздействие, которое оказывал на людей чудотворный образ, который выносили из храма каждый вторник: «Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй!» Одному человеку поставят икону на плечи стоймя, а он руки распрострет, словно его распяли, и глаза у него закатятся, так что смотреть страшно, и по площади бросает его туда и сюда, и вертит его в разные стороны, а он даже не понимает, куда его икона носит».
Возвели домовый храм
После падения Константинополя христиане укрывали святыни от поругания в своих домах и переправляли в другие страны. Так, Влахернская икона почти 200 лет пребывала на Афоне и уже оттуда была принесена в Москву. И оригинал иконы, и копию привезли в дар царю Алексею Михайловичу в 1654 году. Остальные наиболее известные её списки создавали уже здесь, на Руси. Царь Алексей Михайлович чрезвычайно ценил поднесённую ему святыню. «Святая икона, которую доставили тебе, государь, есть покровительница Константинополя. Она будет теперь защитницей России и священной особы твоего величества», — приводит слова Иерусалимского патриарха Гавриила москвовед Елена Лебедева.
Не менее ценный список Влахернской иконы Алексей Михайлович подарил Строгановым, которые на протяжении веков присоединяли новые земли, развивали соляные промыслы и щедро жертвовали в царскую казну. Как пишет Елена Лебедева, по одной из версий, Строгановы не осмеливались хранить святыню в доме, где устраивали балы и пиры, и возвели для неё в своей усадьбе домовый храм. Сейчас икона Строгановых находится в Третьяковской галерее. А в храме в Кузьминках — её копия.