Москва. Юго-Восточный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 28 мая 2024 в 12:00 | Текст: Роман ФЛЕЙШЕР

«Поможет лазер»: как в московском метро проверяют надёжность путей

«Поможет лазер»: как в московском метро проверяют надёжность путей
Михаил Старостин показывает, где находится лазер для диагностики путей. Фото: Андрей Дмытрив

Изредка пассажиры метро могут увидеть, как по станции проезжает жёлто-красный поезд. У платформ он не останавливается, пассажиров не перевозит. Этот необычный состав называется «Синергия-2», его используют для проверки путей.

Офис на колёсах

Внутри «Синергии-2» нет привычных сидений. Поезд напоминает офис на колёсах: всюду компьютеры. Диагностику путей проводят днём. Поезд идёт, и специалисты прямо во время движения оценивают состояние рельсов. Потом при необходимости ещё и отсматривают записи со специальных камер.

На мониторе инженера Александра Рыбакова контур путей обозначен чёрным цветом. Это значит, с рельсами всё в порядке. Если будут даже микроскопические трещины, система обозначит их яркими цветами. Для примера инженер показывает итоги проверки на участке между станциями «Волгоградский проспект» и «Кузьминки». На мониторе появляется россыпь зеленоватых точек. Оказывается, тут сточился кусочек рельса. Если не чинить, рано или поздно он может лопнуть. Дефект сразу же устранили: выровняли повреждённый участок до нужной высоты.

Бликов от солнца быть не должно

По словам заместителя начальника центра диагностики Московского метрополитена Михаила Старостина, для обследования путей используют три поезда. Первый собрали в прошлом веке. Он исправно служит до сих пор. Вторая модель — «Синергия» — появилась в 2013 году. Через три года поступила «Синергия-2». Оценка состояния путей проводится в ней с помощью лазера. А в предыдущих моделях использовались дополнительные колёса.

Заглядываю под вагон: система лазерного сканирования закрыта заслонкой. Она нужна, чтобы на рельсы не попадали блики от солнца, когда поезд идет не по тоннелю, а по наземному участку. Иначе результаты проверки могут быть некорректными.

 — Проверка каждой линии метро проводится раз в неделю, — говорит Михаил Старостин.

Кадры — как в фильме «Хищник»

Видео на мониторе сотрудницы поезда Екатерины Бурмистровой напоминает отрывки из фильма «Хищник» со Шварценеггером. Смотрим, как поезд идёт по Таганско-Краснопресненской линии от станции «Выхино». Открытые участки тел людей, стоящих на платформе, окрашены в красный цвет. Оказывается, на поезде установлен тепловизор. Он нужен, чтобы зафиксировать нагревание проводки в тоннеле. Такие участки тоже помечаются красным цветом. Греться проводка может из-за плохого контакта. Во время недавней проверки на Таганско-Краснопресненской линии Екатерина увидела такой недочёт. Следующей же ночью проводку привели в порядок.

На БКЛ неисправностей не обнаружили

В соседней комнате на мониторах — графики, похожие на кардиограмму человеческого сердца. Здесь проверяют геометрию путей. Ключевое требование — рельсы должны идти параллельно друг другу, без малейших искривлений. Накануне «Синергия-2» прошла по Большой кольцевой линии. Специалисты показывают результаты. Линии на мониторах — чёткие, ровные. Значит, с путями всё в порядке. БКЛ открыли только в прошлом году, пути тут ещё как новенькие.