Исторический московский район Дубровка расположен между улицами Шарикоподшипниковской и Крутицкий Вал. Когда-то здесь была слобода. С XVII по XVIII век слободка Дубровка с соседними сёлами входила во владения Крутицкого архиерейского подворья. Крестьяне обеспечивали обширное хозяйство продуктами и дровами, ремонтировали постройки. Земля песчаная, урожай небогатый
На Крутицкое подворье из Дубровки везли рожь, пшеницу, ячмень и овёс. Правда, урожаи, как писал историк Пётр Сытин, были небогатые. «Земля песчаная, хлеб средственный (посредственный. — Ред.)», — цитировал он документ того времени.
Для трапезной селяне поставляли яйца, битых кур, сыры и другую провизию. Съестных припасов требовалось много: народа на подворье было, пожалуй, до сотни человек. Также везли дрова и лучину на растопку. Ещё одной повинностью крестьян Дубровки был сенокос. Луга занимали 280 десятин (десятина — это около гектара).
К концу XVII века на Крутицком подворье действовали два храма: Успенский и Воскресения Словущего, располагались несколько жилых и служебных корпусов. Целый штат работников ухаживал за диковинным садом с фонтанами и беседками для учёных бесед.
«Чинили монастырский двор и гумно»
Из архивных документов известно, что практически все крестьяне сёл, принадлежащих монастырям или архиерейским подворьям, «чинили монастырский двор и гумно, ставили новые хоромы вместо обветшалых». В Крутицах самое грандиозное строительство развернулось в 1670-1690-х годах. Заложен новый храм Успения Пресвятой Богородицы, возводятся митрополичьи палаты с парадным крыльцом — дворец по тем временам. Строят крытые переходы от митрополичьих покоев до Успенского собора.
Все подсобные работы ложились дополнительным бременем на крестьян Дубровки, Кожухова и соседних сёл: возить на подводах доски, кирпич, песок и воду. А в 1764 году после манифеста о секуляризации церковных и монастырских земель деревни Дубровка и Кожухово отошли в казну, а их обитатели получили статус «государственных крестьян». В отличие от помещичьих крестьян они имели личную свободу, могли заниматься торговлей, выступать в суде и даже самостоятельно покупать землю.
Для утешения страдавшего народа
Удивительна история возникновения Крутицкого подворья. Её изложил историк архимандрит Леонид (Кавелин). В XIII веке в селе Крутицы на берегу Москвы-реки был основан монастырь. В 1261 году золотоордынский хан разрешил русским митрополитам проводить богослужения в Южной Руси, захваченной Ордой.
Крутицкий монастырь преобразовали в подворье Сарайской епархии. Это были земли Киева, Волыни, Галиции и Закарпатья. Столицей Орды был город Сарай-Бату (недалеко от современной Астрахани), поэтому епархия и была названа Сарайской.
«К утешению Российской Церкви и народа, страдавших от ига татарского, в самой Орде поставлена была кафедра христианского епископа, — писал архимандрит. — Святитель Сарайский был наставником и учителем князей, томившихся в Орде, и целых тысячей русского народа, захваченных в плен татарами, и оставшихся в Орде в виде рабов. Русское духовенство свободно отправляло богослужение и не было обложено податями; а достоинство Православной веры ограждалось ханским законом, осуждавшим на смертную казнь того, кто будет хулить сию веру».
С XV века, после освобождения Руси от татаро-монгольского ига, Сарайские митрополиты стали жить в Москве на Крутицком подворье.