Москва. Юго-Восточный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 16 мая 2024 в 13:00 | Текст: Ольга КАЛИНКИНА

Ветеран из ЮВАО в возрасте 10 лет был связным в партизанском отряде

Ветеран из ЮВАО в возрасте 10 лет был связным в партизанском отряде
Николай Дмитриевич показывает корреспонденту «ЮВК» старые фотографии. Фото: Ольга Чумаченко

Николай Бессонов из района Выхино-Жулебино, проживающий на улице Хлобыстова, стал одним из самых юных участников партизанского отряда «Передовой» в Тульской области. Накануне Дня Победы ветеран рассказал о своей помощи в борьбе с фашистами.

Отец-партизан

Десятилетний Николай встретил войну в селе Павловская Сторожка Тульской области. Летом 1941 года его отец, участник Первой мировой войны, помог создать базу для партизанского отряда «Передовой» на территории Павловского лесничества и сам стал партизаном.

 — Отец подобрал такое место для лагеря, что его не смогли обнаружить немцы, хотя и прочёсывали лес. До войны он был лесным объездчиком, лес знал как свои пять пальцев. Недалеко располагалась железнодорожная магистраль Лихвин — Козельск — Сухиничи. Партизаны закладывали под железное полотно взрывчатку и срывали врагу подвоз боеприпасов, вооружения, продовольствия, — рассказывает ветеран.

Мало говорил, больше слушал

В соседних сёлах впервые заговорили о фашистах в начале осени 1941 года. Они базировались в городе Лихвине, а за едой выезжали к крестьянам.

 — Забирали продукты и угоняли скот у местных жителей, — вспоминает Николай Дмитриевич. — Но самое ужасное — карательные отряды собирали мужчин с сыновьями в группы и уводили в лес на расстрел. До сих пор помню имена знакомых мальчишек Пети Коробкова, Коли Морозова, которых убили фашисты. После этого мне стало по-настоящему страшно. Героически погиб шестнадцатилетний Саша Чекалин из отряда «Передовой». Кто-то из местных выдал его местоположение, Сашу схватили фашисты, пытали и потом убили. Зная о такой судьбе товарища, я был очень осторожен: мало говорил, больше слушал. Если кто из односельчан спрашивал о людях, которые бывали у нас дома, отвечал, что это родственники или коллеги отца по лесничеству.

Чистил винтовки

Партизаны доверяли Коле чистить винтовки, заполнять пулевые ленты патронами. Но самой важной частью его работы была передача информации.

— В нашем доме сделали штаб. А партизанский отряд располагался в землянках в трех километрах от дома, — рассказывает ветеран. — Если я что-то слышал в соседних сёлах от ребят про немцев, бежал рассказывать домой или к землянкам. В лесу я ориентировался прекрасно: отец научил.

Встречи Колиного отца с командирами отряда проходили не только у них дома.

 — Мы выходили пасти нашу лошадь в поле или на небольшую полянку в лесу. Пока я с ней занимался, отец общался с партизанами, — говорит Николай Дмитриевич.

В семье Бессоновых было четверо детей. Отец обеспечивал продовольствие для отряда. Мама и младшие сёстры готовили много еды и пекли хлеб для партизан. Николай с братом рубили дрова, носили воду, ухаживали за коровой, лошадью и курами.

Вернулся в школу

В декабре 1941 года немецкие эшелоны начали отходить из Тульской области, в том числе по железной дороге. На станции Мышбор партизаны подорвали поезд с фашистами, завязался бой. В том же декабре отряд расформировали. Молодёжь ушла в армию, семья Бессоновых переехала в Козельский лесхоз, отец стал лесником.

 — Ему несколько раз приходила повестка, но руководство района не отпускало, ценило как хорошего работника. Если бы отец ушёл, семья с четырьмя детьми осталась бы без кормильца: мама занималась только домом, ни читать, ни писать не умела, — говорит ветеран.

После школы Николай поступил в институт, стал гидротехником. Принимал участие в строительстве Сталинградской ГЭС, потом поступил в аспирантуру, после окончания стал сначала заместителем главного редактора, а потом главным редактором журнала «Гидротехника и мелиорация». И лишь в 85 лет вышел на пенсию.

Опрос
А вы платите за проезд в общественном транспорте?
Загрузка ... Загрузка ...
Доброе дело