Благотворительный фонд «Без барьеров» поддерживает людей с ограниченными возможностями здоровья. Помогать можно, присоединившись к одному из проектов. Корреспондент «ЮВК», например, совершила прогулку в инвалидной коляске и посмотрела, как приспособлены улицы для инвалидов.
С непривычки ноют мышцы
Немного тренируюсь и привыкаю к коляске в помещении гуманитарного склада. Расставляю табуретки, выполняю «змейку». Вперёд, не сшибая табуретки, удаётся проехать со второго раза, а движение назад заставляет попотеть. С непривычки начинают ныть руки и пресс. С пологого пандуса скатываюсь легко, но из-за быстрого разгона врезаюсь в заснеженную клумбу. Вспоминаю, что надо вовремя и плавно тормозить, как наставляла меня консультант Жанна из Люблина, она в коляске с юности. А я её советы забыла.
Тротуары и улицы почищены, только на площадках временного складирования снега ещё высятся сугробы. Под мартовским солнцем они подтаивают, а вечером, когда подмораживает, ручейки и лужицы оборачиваются наледью.
— Колёса на таких участках проскальзывают, теряешь управление, — говорит Жанна.
Преодолевать сложные места мне помогают прохожие.
«Женщина, вы куда?!»
Объезжаю машины на парковке, тесновато, дистанция не у всех соблюдена, страшно поцарапать. После часовой прогулки появляется сильная усталость, но и уверенность. Маневрировать стало легче.
Решаюсь усложнить задание. А что, если попробовать заехать на горку? Шокирую этим женщину-дворника. «Женщина, куда вы?!» — бросается она ко мне и спасает из ледяного плена, ловко разворачивая. Встаю с коляски. Разоблачение. Объясняю, что это эксперимент. Дворник добродушно смеётся.
Нужны волонтёры
К концу эксперимента на одной из ладоней у меня мозоль. Нужно было брать перчатки… В сквере около метро «Люблино» и по близлежащим улицам я проехала практически везде. Где не справилась сама, помогли добрые люди.
— Москва становится всё более доступной для людей на колясках, не сравнить с 1990-ми или нулевыми, — отмечает президент фонда «Без барьеров» инвалид-колясочник Светлана Носачева, юрист по профессии, жительница Рязанского района.
Но зима, по её словам, — особый случай. Волонтёрам приходилось иной раз браться за лопаты и помогать дворникам, чтобы сотрудники фонда могли быстрее добраться до работы.
Инвалидам-колясочникам нужно помочь преодолеть барьеры даже не столько на дороге, сколько поддержать в трудоустройстве, подсказать, как реализовать собственный проект. Этим и занимаются с 2010 года в фонде, который объединяет порядка 500 единомышленников. Одним из первых, в 2013 году, здесь появился проект «Доступный город». Эксперты обследуют дома и общественные пространства на предмет доступности для колясочников и направляют результаты тем, кто занимается инфраструктурой.
В 2018 году открылся Центр защиты прав инвалидов. Здесь всегда нужны волонтёры-юристы. Также в фонде будут рады сопровождающим, автоволонтёрам, дизайнерам помещений (для проекта «Особенный ремонт»). Подробности для желающих помогать на сайте фонда www.barrier-free.ru.