В Москве навигация не прекращается даже зимой. В прошлом году пассажиров стали ежедневно возить речные трамвайчики. Чтобы они и другие суда не застряли «во льдах», на службе у городских коммунальщиков есть два ледокола — «Риф» и «Норд». На «Норде» в плавание отправилась корреспондент «ЮВК».
Предназначены для работы в Арктике
«Норд» и «Риф» — корабли-близнецы. Их построили в 70-х годах прошлого века на верфи в Костроме. Суда были предназначены для работы в арктических условиях, так что со льдом в акватории Москвы-реки они справляются. Предел их возможностей — лёд толщиной 20 см.
Это небольшие корабли, длина — всего около 30 метров: жёлтая рубка, палуба, моторное отделение, две крохотные каюты да кают-компания. Внутри судна тепло. Ледокол обслуживает команда из двух человек: капитан и механик-моторист. Капитан ледокола Феликс Лобанов рассказал, что за штурвалом «Норда» он стоит уже 10 лет.
Освобождаем суда из ледового плена
По словам начальника флота ГУП «Мосводосток» Григория Прямушко, сегодня «Норду» предстоит выполнить несколько задач.
— Мы отвезём рабочих, которые укрепляют берег, и высадим их бригаду на специальную платформу, где они будут бурить скважины для мостовых свай, — говорит он.
Но, конечно, главное, для чего существует ледокол, — это разрушение льда.
— Мы можем не только проводку любого судна обеспечить, но и освободить его из ледового плена, очистить водную акваторию для навигации, — поясняет Прямушко. — В этом году особо следим, чтобы на маршрутах речных трамвайчиков им ничего не мешало.
Корпус и нос — усиленные
Пока мы осваиваемся на борту, «Норд» отчаливает. На реке ветрено, однако, как говорят специалисты, «ледовая обстановка в норме». Крупных льдин не видно, зимняя вода тёмно-серая, плыть можно. Высадив пассажиров-мостостроителей, экипаж «Норда» приступает к своей основной работе. В районе Южного порта судно вгрызается в ледяное поле, разбрасывая куски расколотого льда по обе стороны от борта. Хруста особого не слышно, возможно, потому, что громко работает двигатель.
— Наш ледокол наваливается всем корпусом на лёд и его ломает. Основная работа приходится на усиленный корпус и носовую часть. При этом винты и рули не пострадают: они закрыты защитными обтекателями, — поясняет Прямушко.
Собака спасаться не хотела
Летом ледоколы используют в качестве буксиров, привлекают к уборке ила и мусора с поверхности реки, а ещё по обоим бортам кораблей есть устройства для разбрызгивания сорбента. С его помощью с воды убирают масляные пятна.
За время службы ледоколам приходилось «ловить» оторвавшиеся понтоны, а однажды экипаж спас домашнее животное.
— Поступил сигнал: «В воде плавает собака», — рассказывает Григорий Прямушко. — Хозяйка на берегу пыталась её достать, но не получалось. Экипаж решил помочь. Хотя собачка не очень желала, чтобы её спасали: огрызалась. Но потом сдалась, и зверя передали хозяйке в руки.