Москва. Юго-Восточный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 21 Фев 2024 в 12:00 | Текст: Ольга СОКОЛОВА

Как вырастить пианиста: о воспитании музыкантов рассказала педагог из ЮВАО

Как вырастить пианиста: о воспитании музыкантов рассказала педагог из ЮВАО
Концерт. Фото: Юлия Королькова

Фортепиано — один из самых популярных инструментов, на который отдают детей в музыкальную школу. Как помочь ребёнку полюбить музыку и воспитать из него пианиста, рассказала преподаватель детской школы искусств им. Балакирева Любовь Макаревская, которая выпустила троих концертирующих музыкантов, а её ученики — многократные призёры международных конкурсов. К тому же она — представитель династии музыкальных педагогов. Секретами успеха поделились также юные дарования и их родители.

  1. Многие известные пианисты рассказывали, что их заставляли играть. Получается, надо учить из-под палки?

 — Любой человек любит делать то, что у него хорошо получается, — говорит педагог. — Учеников надо хвалить за любое, даже самое незначительное достижение.

Трудности она советует представлять в виде временных преодолимых препятствий, сразу не усложнять репертуар. Основная мотивация — это сцена. Дебют должен быть успешным, пусть и не с самой сложной программой. Самым робким лучше начать с выступлений в ансамбле.

  1. Правда ли, что некоторые увлечения несовместимы с музыкой и могут навредить?

 — Руки — наш второй инструмент, бережём их: ни волейболом, ни баскетболом не занимаемся, — ответила мама ученицы класса фортепиано одиннадцатилетней Насти Корякиной Лидия.

Сама Настя говорит, что просит купить ей ролики, но родители пока не разрешают: боятся за пальцы. А вот десятилетнему пианисту Георгию Козьякову удаётся совмещать увлечения фортепиано и каратэ.

  1. Что делать, если поначалу музыка нравилась, а потом надоело?

Трудности могут возникнуть лет в десять-двенадцать, мы называем этот период «ослиный мостик», когда у игры на фортепиано появляются увлечения-конкуренты: у мальчиков — это футбол, у девочек — танцы, просто общение в соцсетях. Через это детей надо аккуратно перевести, некоторых мотивируя более частыми выступлениями, некоторых, наоборот, переводя в лайт-режим занятий, но ни в коем случае не запрещая им другие увлечения.

Именно об этом периоде рассказывают многие известные пианисты. В силу своего таланта все они успешно миновали это состояние. А есть и такие, кому не удаётся его перейти. Если ребёнок настаивает и не удаётся его уговорить, то ломать и заставлять ни в коем случае не следует. Он обязательно найдёт себя в другом виде творчества. Бывает, что музыка надоедает из-за плохого самочувствия и нагрузок в общеобразовательной школе. Тогда вместе с родителями стоит проанализировать график занятий.

  1. Как привить вкус к теории и сольфеджио?

Педагог считает, что это возможно, только если не отделять теорию от практики, учиться на примере конкретных произведений. Тогда ребёнок понимает, что эти предметы имеют практическое приложение и помогают хорошо играть на инструменте.

— Нам помогает… математика, — говорит мама семилетней Лены Коневой, Анна. — Дочка любит решать задачи, что помогает справиться с теоретическими предметами по музыке.

  1. Бывает ли так, что бросивший пианино успешно осваивает другой инструмент?

Очень многие дети занимаются на двух инструментах. Потом какой-то становится доминирующим. Некоторые ученики из моего класса переходили на другие инструменты — флейту, валторну, ударные — и достигали очень хороших результатов. Правда, фортепиано они не бросали, просто менялся акцент.

Запись на бюджетное отделение детской школы искусств им. Балакирева откроется 15 апреля на портале mos.ru.

Опрос
Выбрасывают ли ваши соседи мусор из окон?
Загрузка ... Загрузка ...
Доброе дело