Фортепиано — один из самых популярных инструментов, на который отдают детей в музыкальную школу. Как помочь ребёнку полюбить музыку и воспитать из него пианиста, рассказала преподаватель детской школы искусств им. Балакирева Любовь Макаревская, которая выпустила троих концертирующих музыкантов, а её ученики — многократные призёры международных конкурсов. К тому же она — представитель династии музыкальных педагогов. Секретами успеха поделились также юные дарования и их родители.
- Многие известные пианисты рассказывали, что их заставляли играть. Получается, надо учить из-под палки?
— Любой человек любит делать то, что у него хорошо получается, — говорит педагог. — Учеников надо хвалить за любое, даже самое незначительное достижение.
Трудности она советует представлять в виде временных преодолимых препятствий, сразу не усложнять репертуар. Основная мотивация — это сцена. Дебют должен быть успешным, пусть и не с самой сложной программой. Самым робким лучше начать с выступлений в ансамбле.
- Правда ли, что некоторые увлечения несовместимы с музыкой и могут навредить?
— Руки — наш второй инструмент, бережём их: ни волейболом, ни баскетболом не занимаемся, — ответила мама ученицы класса фортепиано одиннадцатилетней Насти Корякиной Лидия.
Сама Настя говорит, что просит купить ей ролики, но родители пока не разрешают: боятся за пальцы. А вот десятилетнему пианисту Георгию Козьякову удаётся совмещать увлечения фортепиано и каратэ.
- Что делать, если поначалу музыка нравилась, а потом надоело?
Трудности могут возникнуть лет в десять-двенадцать, мы называем этот период «ослиный мостик», когда у игры на фортепиано появляются увлечения-конкуренты: у мальчиков — это футбол, у девочек — танцы, просто общение в соцсетях. Через это детей надо аккуратно перевести, некоторых мотивируя более частыми выступлениями, некоторых, наоборот, переводя в лайт-режим занятий, но ни в коем случае не запрещая им другие увлечения.
Именно об этом периоде рассказывают многие известные пианисты. В силу своего таланта все они успешно миновали это состояние. А есть и такие, кому не удаётся его перейти. Если ребёнок настаивает и не удаётся его уговорить, то ломать и заставлять ни в коем случае не следует. Он обязательно найдёт себя в другом виде творчества. Бывает, что музыка надоедает из-за плохого самочувствия и нагрузок в общеобразовательной школе. Тогда вместе с родителями стоит проанализировать график занятий.
- Как привить вкус к теории и сольфеджио?
Педагог считает, что это возможно, только если не отделять теорию от практики, учиться на примере конкретных произведений. Тогда ребёнок понимает, что эти предметы имеют практическое приложение и помогают хорошо играть на инструменте.
— Нам помогает… математика, — говорит мама семилетней Лены Коневой, Анна. — Дочка любит решать задачи, что помогает справиться с теоретическими предметами по музыке.
- Бывает ли так, что бросивший пианино успешно осваивает другой инструмент?
Очень многие дети занимаются на двух инструментах. Потом какой-то становится доминирующим. Некоторые ученики из моего класса переходили на другие инструменты — флейту, валторну, ударные — и достигали очень хороших результатов. Правда, фортепиано они не бросали, просто менялся акцент.
Запись на бюджетное отделение детской школы искусств им. Балакирева откроется 15 апреля на портале mos.ru.