Карен Шахназаров громко заявил о себе как о режиссёре 40 лет назад фильмом «Мы из джаза». Музыкальная комедия с Александром Панкратовым-Чёрным и Игорем Скляром в главных ролях покорила сердца миллионов зрителей в нашей стране и за рубежом (лента стала лидером советского кинопроката и была закуплена 46 странами, получила множество престижных наград).
После были «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Исчезнувшая империя» и многие другие. Сейчас Карен Георгиевич принимает поздравления со 100-летним юбилеем киноконцерна «Мосфильм», который он возглавляет уже 25 лет, умудряясь при этом каким-то образом снимать и свои фильмы (среди них — «Белый тигр», «Анна Каренина. История Вронского», а также «Хитровка. Знак четырёх», который вышел на экраны в прошлом году). Нам удалось поговорить с руководителем «Мосфильма» и о круглой дате, и о кино, и о многом другом…
100 лет «Мосфильма»
— Карен Георгиевич, киноконцерну «Мосфильм» исполняется 100 лет. Какие-то итоги подводите?
— Самое главное событие — что нам удалось закончить проект, над которым шла работа не один год. И вот несколько месяцев назад мы его запустили. Это Дом костюма и реквизита и «Центр кино». Кроме того, нам удалось не только реконструировать «Мосфильм», а практически построить его заново, увеличить его мощность.
Хитровка, покорившая Рим
— Насколько я знаю, «Хитровка. Знак четырёх» была показана в Италии в ноябре прошлого года. Как там восприняли фильм?
— В Риме была ретроспектива моих фильмов, и показана была не только эта картина. Всё прошло успешно, я не ожидал: залы были битком! И не было никаких провокаций. Конечно, этому содействовал Русский дом в Риме. Ещё картина «Хитровка. Знак четырёх» вышла в прокат в Сербии. Но если говорить в целом, то наша культура сейчас на Западе исключена, и тут не может быть сомнений…
— Но, наверное, отрицать влияние, например, советского кинематографа на мировой невозможно?
— Я думаю, что советское и российское кино внесло огромный вклад в мировой кинематограф. И это при том, что наше кино тогда было слабее западного по техническим характеристикам, и не выделялось на это больших финансов. Но творчески оно было сильным! Именно советские режиссёры Сергей Эйзенштейн, Сергей Урусевский и многие другие сделали кинематограф кинематографом. Мы должны гордиться тем вкладом, который сделали наши мастера в кино. Я помню: когда я только стал директором «Мосфильма», к нам обратился Мартин Скорсезе и попросил, чтобы мы ему сделали личную копию нашего советского фильма «Я — Куба» (режиссёр Михаил Калатозов. — Авт.). И мы сделали — тогда ещё плёночную — и отправили ему. Мартин Скорсезе обожает Сергея Урусевского, который на той картине был оператором…
Взгляд назад
— Пересматриваете свои фильмы?
— У меня нет манеры пересматривать свои картины. Иногда телевизор могу включить, и если вдруг на середине какой-то мой фильм попадается, то могу посмотреть. Но в принципе картины, которые я уже сделал, уходят из моей жизни, я бы сказал, навсегда, и я к ним не возвращаюсь. Иногда даже смотрю случайно — и думаю: «Надо же: это я снял!» Иногда вспоминаю, что было связано с этими картинами… Но что ушло, то ушло… Мне кажется, что, как и любому автору, приятно, что многие мои картины смотрят до сих пор. Кстати, самый мой популярный фильм на YouTube-канале «Мосфильм» — «Белый тигр»: у него порядка 70 миллионов просмотров. Я не скрою, что это лестно.
Мы, художники, в той или иной степени тщеславны. При этом я понимаю, что время идёт — и все картины рано или поздно устаревают. Но если её смотрят 30-40 лет, как «Курьера», например, то это очень хороший результат… Мне как советскому режиссёру приятно слышать, когда говорят, что вот советское кино — оно было такое замечательное. Действительно, это был феномен. Те картины, которые остались сейчас популярными, — их где-то 300-400. Это сливки.
Но когда я работал в те времена, я понимал, что было огромное количество слабых и совсем плохих картин. Их просто забыли — в памяти остались самые лучшие. Поэтому сейчас у зрителя есть ощущение, что всё советское кино было отличным.
Фото Вадима Тараканова (ИА «Столица»)