Имя писателя, когда-то известное любому школьнику, ровно полвека носит Дворец творчества детей и молодежи (бывший Дом пионеров Ждановского района) на улице Шкулёва. В советское время его воспитанники собирали сведения о жизни и творчестве писателя, устраивали слёты пионерских отрядов имени Аркадия Гайдара и выпускали газету «Гайдаровские искры».
Номер своей винтовки записал в школьном дневнике
Детство Аркадия Голикова (настоящая фамилия писателя) прошло в Арзамасе. Он рано повзрослел. Как вспоминал сын писателя – контр-адмирал, журналист Тимур Гайдар, десятилетний Аркадий в письмах отцу, призванному на фронт в 1914 году, называет трёх своих младших сестрёнок «детишками».
В 14 лет его принимают в ряды Российской коммунистической партии (РКП), к тому времени Аркадий уже год выполняет поручения арзамасской организации большевиков. А в 1918-м ученик реального училища патрулирует с революционными солдатами улицы. В школьном дневнике Голиков записывает номер своей винтовки: 302939.
Взрослые дела подросток легко совмещает с мальчишескими: учится, играет в школьных спектаклях и запоем читает. «В списке любимых писателей на первом месте его кумир — Гоголь. И еще — Пушкин, Толстой, Гончаров, Писарев, Достоевский, Шекспир, Марк Твен», – пишет Тимур Гайдар.
Революционное детство закончилось в декабре 1918-го, когда Голиков вступил в Красную Армию, чтобы «бороться за светлое царство социализма».
Лишить свободы сроком на одну неделю
В пятнадцать лет Гайдар командовал взводом, в семнадцать – полком. Эта фраза стала крылатой – ею обычно укоряли советских подростков за шалости и проступки – и даже расхожей. А сын писателя размышлял, что звучит это красиво, но каким же авторитетом и убеждённостью в правоте своего дела должен был обладать юный командир, чтобы посылать в бой, а иногда на смерть, бойцов, годившихся ему в отцы…
В 1923 году комиссованный после тяжелых ранений командир РККА Аркадий Голиков начал писать.
Всего за два года, работая в пермской газете, он опубликовал 29 рассказов и повестей и 115 фельетонов о бюрократах, неумелых хозяйственниках и рвачах. За один из них – «Шумит ночной Марсель» – он даже попал под суд.
Сюжет во многом комичный: судебный следователь Филатов подрабатывал вечерами, играя на аккордеоне в ресторанчике. «Утром в служебном кабинете Филатов ведет допрос, – говорилось в фельетоне. – В следующем эпизоде время и место действия меняются. Вечер. Ресторан «Восторг». Переменились и роли. Теперь хозяин положения тот, кого допрашивали. Он и заказывает музыку».
Однако за обиженного Филатова вступилось его ведомство. Удивительно, но суд сумел найти состав преступления в действиях фельетониста и приговорил «гражданина Голикова к лишению свободы сроком на одну неделю». Правда, посчитав, что журналист не опасен для общества, лишение свободы заменили на подписку о невыезде и общественное порицание в его трудовом коллективе – в редакции газеты «Звезда».
Ребус на французский манер
Свои первые публикации писатель подписывал как «Гайдар». При жизни он так и не раскрыл историю своего псевдонима, поэтому существует несколько версий. Самая распространённая – дословный перевод монгольского слова «гайдар», что означает «всадник, скачущий впереди». Однако сын писателя, отмечавший, что Гайдар с детства был большим выдумщиком, склонялся к другому варианту, предложенному Адольфом Гольдиным, школьным другом и соседом Аркадия Голикова. Псевдоним – это придуманный шифр, да еще с французским уклоном: Г-АЙ-д`АР. Известно, что в арзамасской гимназии и в реальном училище преподавали французский язык, и писатель впоследствии любил при случае ввернуть иностранное словечко. Получается так: «Г» — первая буква фамилии Голиков; «АЙ» — первая и последняя буквы имени; «Д» — по-французски — «из» (например, мушкетёр д`Артаньян – человек из Артаньяна, местности во Франции); «АР» — первые буквы названия родного города. Расшифровывается, как «Голиков Аркадий из Арзамаса». К слову, именно так назвал свою книгу об отце Тимур Гайдар.
В пользу этой версии говорит и то, что самые первые публикации в пермской газете в 1923 году писатель подписывал просто «Гайдар», без имени и инициалов. И лишь потом стал использовать литературный псевдоним как фамилию.
Погиб, как герои его книг
Последний бой Гайдар принял осенью 1941 года под Киевом. Из-за тяжелых ранений, полученных в Гражданскую войну, его по состоянию здоровья не брали в действующую армию, и тогда Гайдар отправился на фронт в качестве военкора. Во время отступления Красной Армии он отказался эвакуироваться из Киева и вступил в партизаны.
Автор «Военной тайны», «Дальних стран», «Р.В.С» жил, воевал и погиб, как и герои его книг. Попав в засаду, Гайдар поднял небольшую группу в атаку и погиб в неравном бою с фашистами. Его последним произведением стал киносценарий «Клятва Тимура», который ему заказали в первые дни войны.