Фотограф, журналист, писатель и телеведущий Юрий Рост недавно представил читателям свою новую книгу «Шёл прохожий, на прохожего похожий». В книге собраны очерки, рассказы, воспоминания и фотографии, которые появились в результате его бесчисленных поездок по миру. Корреспондент «ЮВК» побывала на этой встрече.
От Мадагаскара до Антарктиды
— Юрий Михайлович, почему на фотографиях в вашей книге люди — редкость?
— Потому что фотографии проникнуты любовью к природе. На них мир не испорчен и не разрушен людьми, нет даже линий электропередачи.
— Где они сняты?
— В книге есть фотографии из самых разных мест мира — от Мадагаскара до Антарктиды.
— Расскажите о том, что особенно запомнилось.
— Вот, например, история моей поездки в 1987 году в самое высокое селение в Грузии, где живут сваны. Я летал туда с моим другом, грузинским документалистом и писателем Колей Дроздовым, он знает не только грузинский, но и сванский языки. Там тогда сошла лавина и погибло много людей.
— Это, наверное, была опасная поездка?
— Пилоты нас высадили на снег, его было столько, что от телеграфного столба торчали только чашечки. Они обещали прилететь через час, но прилетели только через 10 дней. Благодаря этому я стал участником очень редкого ритуала, к которому не допускают никого чужого: приведение душ сванов, погибших под лавиной.
— Что значит приведение душ?
— Мы ходили на кладбище к погибшим каждый день, а на девятый день всем собакам и коровам завязали морды, потому что должна быть полная тишина. В доме было выложено все, что принадлежало погибшим: фотографии, одежда. Потом мы взяли петуха, кувшин вина, еду, моток суровой нитки и пошли по молчащей деревне. Пришли на место, местные говорят: разговаривайте с ними, возвращайте их домой. Выпустили петуха, минут пятнадцать мы разговаривали. Потом они говорят: смейтесь. Мы засмеялись, в это время закричал петух, они говорят: ну все, мы договорили. И мы пошли обратно, разматывая эту нитку. Потом мне объяснили: если кто-нибудь из этих душ отстанет в пути, по нитке они смогут дойти до дома.
На Петропавловский собор без страховки
— Наверное, это не единственная история, где вы рисковали?
— Честно говоря, да. Вот, например, будучи в Санкт-Петербурге в 1979 году, я залез на шпиль Петропавловской крепости. Высококлассные верхолазы-реставраторы ремонтировали ангела, а мне так хотелось ещё при жизни приблизиться к нему. Я спросил в шутку, можно ли мне туда подняться. Они ответили, также полушутливо, что если штаны не лопнут, поднимайся. Ангел находился на высоте больше 100 метров. Внутри Петропавловского собора я поднимался по каменной лестнице, и вот добрался до маленькой площадки с открытой «форточкой». Высунул туда голову, верхолазы прокричали: «Возьми монтажный пояс, веревку и страхуйся!» Я надел пояс, прикрепил к нему метров 60 верёвки, другой конец привязал к скобе и пошёл наверх, до высоты 120 метров. Как потом оказалось, я себя не обезопасил. Если бы сорвался, то, пролетев 30-50 метров, был бы сломан пополам монтажным поясом. Когда один из ребят понял, что происходит, тихо сказал: «А теперь внимательно глядя на ноги, спускайся». И только тут я и сам сообразил, что произошло. Но главное — я всё-таки успел щёлкнуть панораму Петроградской стороны.
Место дуэли Пушкина
— В книге есть фотография места, где на дуэли погиб Пушкин. Как она была сделана?
— Тогда я временно жил на Мойке, в бывшем доме Дельвига, а наискосок была квартира Пушкина. Однажды я зашёл туда и встретил смотрителя музея-квартиры Пушкина Нину Ивановну Попову. Я её попросил оставить меня на ночь в музее-квартире. Сначала она сказала, что надо брать разрешение, но его не дадут, потому что экспонаты — это историческая ценность. Но потом меня закрыли снаружи на ночь. В ту ночь я почти ничего не снял, даже не зашёл на ту половину дома, где находится его кабинет, у меня ноги туда не шли. Всю ночь просидел в большой гостиной под портретом кисти Ореста Кипренского. После этой ночи Пушкин стал мне как будто родным. Утром, когда открыли музей, я незаметно вышел. Дело было в феврале, когда и состоялась дуэль. Мы с Ниной Ивановной захотели восстановить место, где была дуэль, и поехали на Чёрную речку. Известно, что на месте дуэли были берёзы. Мы нашли единственное такое место на Чёрной речке. У меня был с собой широкоугольный объектив «рыбий глаз», я положил его на землю и сделал фотографию — что последнее мог увидеть Пушкин на этой земле…