Доктор медицины, профессор Христиан Лодер (1753-1832) прославился успешным лечением раненых солдат во время Отечественной войны 1812 года. В 1817 году он заведовал московским военным госпиталем в Лефортове (госпиталь Бурденко). Похоронен Лодер на Введенском кладбище.
Организовал госпитали
Христиан Лодер родился в Риге, входившей тогда в Российскую империю. Но учился и прожил половину жизни в Германии. В Россию уже прославленный доктор медицины и автор лучшего по тем временам анатомического атласа вернулся в начале 1800-х. Во время Отечественной войны 1812 года Лодеру поручили создание военных госпиталей. Это получилось у него блестяще.
В тяжёлое время отступления русской армии уже немолодой профессор открыл несколько госпиталей в Рязанской губернии. Как писал историк медицины Анатолий Будко, осенью 1812 года в госпиталях Касимова и Елатьмы и ближайших селениях было 20 тысяч раненых и больных. «Лечением их были заняты 46 врачей, 15 аптекарей, 98 студентов, 130 фельдшеров под руководством профессора Х.И. Лодера». Лодер смог так поставить лечебное дело, что в строй возвращались 77% военных — это была невероятная цифра для Европы.
Студенты тайком забирали части скелетов
По окончании войны Христиан Лодер несколько лет заведовал московским военным госпиталем, где продолжали лечиться от ран офицеры и солдаты. При Лодере в 1816 году в лефортовском госпитале открыли первое в России военно-фельдшерское училище и начали готовить медиков для армии и флота.
У Лодера был солидный преподавательский опыт. Во время жизни в Германии он почти четверть века читал лекции в университете. Там же он собрал уникальную коллекцию анатомических экспонатов. Её выкупил Московский университет.
Как вспоминал учившийся у него знаменитый русский врач Николай Пирогов, студенты тайком забирали домой для занятий части скелетов, которые Лодер выдавал на лекциях как наглядное пособие. Он вспоминал, как переживали его домашние, когда он принёс домой «кулёк с костями». А когда Пирогов решил продемонстрировать своей няне человеческий череп, «очень развязно поворачивая в руках лобную кость, бугры, венечный шов и надбровные дуги, — то она только качала головою и приговаривала: «Господи, Боже мой, какой ты вышел у меня бесстрашник!»
Как появилась поговорка «Ходит лодерем»
Современники характеризовали Христиана Ивановича как человека неуёмной энергии и знающего себе цену. Николай Пирогов в «Дневнике старого врача» рассказал, как в споре с московским обер-полицеймейстером, требовавшим, чтобы карета Лодера освободила дорогу для проезда высокопоставленных особ, тот заявил: «Я Юст-Христиан Лодер; вас знает только Москва, а меня — вся Европа».
Ещё одну шутливую историю, дошедшую до наших дней, запустил о нём писатель Михаил Пыляев. В 1828 году Христиан Лодер открыл «Заведение искусственных минеральных вод на Остоженке» и попал в точку.
«Новизна и мода влекла праздное общество к питью кислых вод. В эти годы весною вся аристократическая Москва просыпалась уже в пятом часу утра и катила на всевозможных экипажах в заведение старого московского врача Лодера, устроенное над Москвой-рекой близ Крымского брода», — писал Пыляев в 1898 году в книге «Замечательные чудаки и оригиналы».
С раннего утра в заведении гремела музыка, а по дорожкам ходили толпы гуляющих.
«По предписанию Лодера при питье вод больные должны были ходить три часа; эта-то ходьба, на взгляд простолюдина бесцельная, и вызвала поговорку, характеризующую праздного гуляку: «Лодерем ходит».