После революции за Рогожской заставой располагался завод «Подъёмник». В 1934 году предприятие получило уникальный заказ — в кратчайшие сроки создать для строящегося метрополитена эскалаторы. Такое решение приняли с подачи главного инженера и первого начальника Метростроя Павла Ротерта (1880-1954).
Не было ни чертежей, ни представления, как работает движущийся механизм эскалатора. Но предприятие, которое до этого производило только электрические мостовые краны, с задачей справилось в неслыханные сроки — всего за несколько месяцев.
Иностранные фирмы секрет не раскрыли
При проектировании первой очереди метро много споров разгорелось вокруг вопроса: как пассажиры будут спускаться под землю и подниматься. Сначала разработчики планировали использовать огромные лифты. Однако победили сторонники движущихся лестниц.
Как вспоминал Павел Ротерт, «иностранные фирмы, изготовляющие эскалаторы лондонского метрополитена, охотно предлагали свои услуги и требовали за оборудование только четырёх станций эскалаторами три миллиона рублей золотом». Такие деньги молодая республика не могла заплатить. А продать чертежи или опытный образец эскалатора иностранные производители-монополисты категорически отказывались.
Конструировали с нуля
Слово «эскалатор» было в новинку. Один из работников завода вспоминал, что молодые конструкторы сначала думали, что в тексте заказа с ошибкой написали слово «экскаватор». Как выглядят движущиеся лестницы, заводские конструкторы узнали из чудом найденного каталога с продукцией американской компании «Отис», выпускавшей лифты, эскалаторы и движущиеся дорожки (траволаторы).
В разработке собственных чертежей конструкторам завода помогал опыт Павла Ротерта. В 1930 году он побывал в командировке в Соединённых Штатах и в Европе, где ознакомился с методами строительства подземок в Нью-Йорке, Париже и Берлине. К тому времени он имел опыт главного инженера Днепростроя и готовился возглавить строительство Московского метрополитена. Первый пробный эскалатор на заводе с успехом испытали всего через несколько месяцев — в октябре 1934 года.
Герберт Уэллс не верил Ротерту
Московский метрополитен фактически построили за один год. К январю 1935 года подземка была готова. Как писал американский инженер Джордж Морган, участвовавший в строительстве, это был «рекорд скорости, не известный до сего времени в мировой практике метростроения». Обычно строительство длится от трёх до шести лет. Особенно поражало иностранцев, что метро было полностью построено «из советских материалов, советскими рабочими и инженерами, не имевшими никакого предварительного опыта в этой отрасли».
Не верил в такие сроки и писатель-фантаст Герберт Уэллс. Во время третьего визита в Советскую Россию в 1934 году он побывал в кабинете начальника Метростроя Павла Ротерта. Побывать под землёй Уэллс отказался. По воспоминаниям метростроевцев, писатель скептически слушал Ротерта, с пренебрежением его прерывал, то и дело заявляя: «Это меня не интересует».
Завод работал до 1990-х
Завод «Подъёмник» продолжал работать до 1990-х годов. Заводские корпуса располагались на современной Подъёмной улице, названной так из-за завода. Сейчас производство не существует. Профессор, доктор технических наук, член-корреспондент Академии наук СССР Павел Ротерт, как многие из выдающихся русских немцев, похоронен на Введенском кладбище.