Художественный руководитель МХТ им. А.П. Чехова Константин Хабенский на встрече со зрителями представил юбилейный альбом, посвящённый 125-летию Московского Художественного театра. В книгу вошли рассказы о 125 знаковых спектаклях МХТ и около 500 фотографий из архивов Музея МХАТ. Корреспондент «ЮВК» побывала на встрече.
Театр — дело сиюминутное
— Константин Юрьевич, можно ли сказать, что театр — это искусство на века?
— Думаю, это не совсем правильно. Скорее кино — искусство на века. Потому что оно делается в определённый момент, монтируется, доводится до ума и выпускается. И навсегда остаётся таким, как есть. А театр — дело сиюминутное: спектакль не похож на тот, что был вчера, и на тот, что будет завтра.
— С какими новыми драматургами вы сейчас работаете?
— Мы продолжаем открывать новые имена для основной сцены театра — фамилии драматургов вы, может быть, уже слышали: Антон Чехов, Михаил Булгаков, Уильям Шекспир. А кроме шуток, на Новой экспериментальной сцене у нас запущен интересный проект — «АРТХАБ». Это лаборатория по поиску новой драматургии, неожиданных репертуарных решений, новых режиссёров.
— Кого уже нашли?
— Например, к юбилею мы выпустили спектакль «9 ряд, 10, 11 место» современного драматурга Юлии Поспеловой и режиссёра Дениса Азарова. После премьеры решили, что спектакль станет репертуарным, и зрители, не попавшие на юбилейный показ, смогут его посмотреть.
— О чём спектакль?
— Это признание в любви к тем людям, которые служили в театре раньше и служат сегодня. Действие происходит в Художественном театре в разные годы — от его первых лет до сегодняшнего дня. Герои пьесы — влюблённые пары: артисты, служители. В том числе потрясающий дуэт Натальи Теняковой и Станислава Любшина. Они всю жизнь ходят в театр на спектакль «Три сестры», берут билеты на одни и те же места в 9-м ряду. Эти люди влюблены друг в друга, но не знают, что их чувства взаимны. Также в спектакле играют Михаил Пореченков, Евгения Добровольская, Игорь Золотовицкий, молодые актёры театра. Кстати, я специально вышел в зрительный зал и убедился, что в 9-м ряду места 10 и 11 находятся рядом, потому что далеко не во всём зале на этих местах можно сидеть вместе, так как они разделены проходом.
— В этом спектакле вы играете рабочего сцены…
— Кого режиссёр доверил, того и сыграл. Но получилось символично, ведь когда-то я начинал как монтировщик в театре-студии «Суббота» в Ленинграде. Такой вот виток моей жизни вышел.
Любшин «рвёт и мечет»
— Недавно в МХТ был ещё один юбилей: актёру Станиславу Любшину исполнилось 90 лет.
— Конечно же мы эту дату отметили спектаклем, в котором играет юбиляр. Воплотили старинную задумку и мечту Станислава Андреевича. Постановка режиссёра Кирилла Вытоптова «Третий звонок, господа!» по повести Александра Куприна «На покое» рассказывает о пожилых актёрах, которые живут в доме призрения и превращают свой быт в театр, без которого буквально не могут дышать. Станислав Андреевич там буквально «рвёт и мечет» и показывает всем возрастным категориям артистов, как надо работать на сцене.
«Новый университет в моей жизни»
— Довольно давно вас не видно на киноэкране. Это из-за нехватки времени?
— Конечно. Мне не хочется делать параллельно две работы. Учитывая, что работа в кино мне больше знакома, а работа в качестве художественного руководителя театра — это новый университет в моей жизни, приходится многому учиться, постигать семимильными шагами науки руководства, управления, планирования. В театральном институте на актёрском факультете этому не учат. Но сейчас, мне кажется, появился просвет, и я надеюсь, что начиная с нового года я потихонечку вернусь в большой кинематограф. Я собрал команду, которой я доверяю, свёрстаны планы на следующие сезоны, и мы сможем работать в более спокойном режиме.
— Какой у вас жизненный девиз?
— Не бояться делать то, что тебе сегодня интересно.