Сейчас, когда по всему миру вспыхивают конфликты и накаляется геополитическая обстановка, всё чаще говорят о проблеме суверенитета. Обсуждают: у каких стран он есть, в чём проявляется, чем определяется? Вопросы, конечно, весьма актуальные. Однако не менее важно, на мой взгляд, понять, что значит эта проблема не только для государств, но и для отдельного человека. В чём его личный суверенитет? Ведь речь о независимости, самостоятельности, свободе. А это то, что составляет главное в нашей жизни, даёт ей смысл, а нам — возможность счастья.
Если попадёшь в какую-либо зависимость, рискуешь прожить не свою жизнь. Даже не понять: кто ты и для чего. Но ведь зависимость возможна не только от какого-то человека, от чьей-то воли. Гораздо опаснее быть зависимым от своих собственных слабостей. От того, что верующие называют грехом. Совсем не зря возглашал апостол Павел: «Ничто не должно обладать мною». Как раз о грехе говорил. И не так уж важно: крупный этот грех или мелкий. Всё равно, чьим быть пленником. Главное — это утрата свободы.
Зависимость, например, от алкоголя или наркотиков порабощает точно так же, как и пристрастие к каким-то совсем невинным, на первый взгляд, привычкам. Механизм тот же, как и результат. Антон Павлович Чехов в одном из писем заметил: «Ложь тот же алкоголизм. Лгуны лгут и умирая». Таковы и многие другие наши мелкие вроде бы слабости: лень, к примеру, или хвастовство, или неверность.
Русский богослов Иоанн (Шаховской) даже книгу такую написал «Апокалипсис мелкого греха» — о том, что последствия так называемых мелких грехов столь же катастрофичны для человека, как и от грехов смертных. Так же порабощают волю, так же разрушают личность. Но опасность этих зависимостей не всем очевидна. Патриарх Кирилл в одной из своих проповедей обратил внимание на то, что общество готово бороться с такими страстями, как алкоголизм, наркомания, игромания, но закрывает глаза на другие страсти, которые разрушают душу. Это как раз те мелкие грехи, способные поработить нас, лишить свободы воли.
А позаботиться о своем личном суверенитете нужно прежде всего самому. Иначе можно потерять всё. Так же, как это бывает с некоторыми государствами.