Актриса Театра им. А.С. Пушкина Вера Алентова встретилась со своими поклонниками в связи с выходом книги её мужа режиссёра Владимира Меньшова «Судьба протягивает руку». Корреспондент «ЮВК» тоже задала актрисе вопросы.
Все тяготы переживали вместе
— Вера Валентиновна, трудно ли было двум известным талантливым людям идти вместе по жизни?
— Мы поженились, когда учились на 2-м курсе Школы-студии МХАТ. У нас не было никаких регалий — обычные студенты. Есть мнение, что студенческий брак быстро распадается, но наш не распался. Хотя и был период, когда мы расстались на несколько лет, официально не разводясь, но потом сошлись. Так вот, со студенческих времён в нашей семье было принято говорить друг другу всё честно: плохо так плохо, хорошо так хорошо. Наша дочь Юля (Юлия Меньшова. — Ред.), глядя на нас со стороны, говорила, что мы были достаточно резкими друг к другу. Нас это удивляло, потому что мы были не резкими, а честными. Привычка говорить всё как есть осталась у нас до тех дней, когда, наверное, уже можно было смягчить свои критические замечания. А все тяготы жизни, которые приходили извне, мы переживали вместе, дружно.
— Какие качества Владимира Валентиновича для вас были наиболее ценными?
— Когда человек уходит из жизни, ценны становятся все его качества. Вспоминаю массу вещей, которые не ценила когда-то. По молодости казалось, что так и должно было быть.
Внуков не отговаривала
— Как ваша мама повлияла на ваш выбор профессии?
— Моя мама, сама будучи актрисой, не хотела, чтобы я шла по её стопам, но я сделала по-своему. Мой дед был врачом, и мама считала, что было бы здорово, чтобы я пошла в медицину, которая меня очень даже интересовала. Мама окончила Архангельское театральное училище и распределилась в один из периферийных театров. Так что я хорошо знаю, что такое работа провинциальных актёров. Они большие труженики. Если московский театр, например, должен выпустить четыре спектакля в год, то периферийный — восемь. Чтобы зритель любил театр, надо постоянно обновлять репертуар. Кроме того, нужно было обязательно ездить со спектаклями в близлежащие города, сёла. Это не всегда комфортные условия, не очень удобный транспорт. В общем, мама очень уставала и не хотела дочери такой судьбы.
— Как складываются судьбы ваших внуков Андрея и Таисии?
— Андрей три года назад окончил Школу-студию МХАТ. Он очень похож на деда и уже снял два фильма, хотя в отличие от Володи не учился во ВГИКе. В театре он не работает — с его курса на сцену попали, кажется, только двое ребят. Таисия тоже поступила в Школу-студию МХАТ, но на продюсерский факультет. Я не удивлюсь, если она когда-нибудь всё равно станет актрисой.
Играю Хелену Рубинштейн
— Какую роль в кино вы вспоминаете с наибольшей теплотой?
— Я все свои роли люблю и вспоминаю с теплотой. Может быть, потому, что я была очень избирательна и часто говорила нет. Приходит в голову такое сравнение. У скрипачей есть скрипка, у пианистов фортепиано, а у артистов только руки, ноги, глаза, голова, ещё такая полезная вещь, как разум. И поэтому всё, что мы делаем в театре или в кино, состоит из того же, из чего мы сами состоим — из нашего жизненного опыта, из нашего понимания добра и зла. Например, много лет назад я играла в спектакле по пьесе «Варшавская мелодия» Леонида Зорина. Эта изумительная история любви была любимым спектаклем и Владимира Валентиновича.
— А сейчас какие роли у вас в театре?
— В прошлом году к моему юбилею режиссёр Евгений Писарев поставил прекрасный спектакль «Мадам Рубинштейн». Это пьеса австралийского драматурга Джона Мисто об основательнице империи красоты Хелене Рубинштейн, которая сделала себя сама.