В советское время личное авто было страшным дефицитом. Личный автомобиль был как сейчас — личный самолёт или яхта. В очереди за машиной стояли годами. Вне очереди могли получить лишь ветераны, инвалиды или те же фермеры.
Россия, конечно, больше не может допустить такого. Когда в прошлом году западные автомобильные компании ушли из страны, мы быстро нашли новых партнёров. Ведь любая проблема — это замаскированная удача. Страна научилась жить под давлением. Как бы жизнь ни брала нас за бока, все понимают, что самая большая страна в мире не может жить без своего, современного, высокотехнологичного автомобиля. И такие автомобили в России появились. Мы перестали быть страной невыученных уроков.
Нажимаю на кнопочку…
Я приехал на завод «Москвич» тестировать именно такую машину. После получения от редакции гарантийного письма завод допустил меня к испытаниям современного «Москвича 3». Я словно очутился в кабине космического корабля. По крайней мере, так мне показалось. До этого я ездил только на машинах, где стеклоподъёмники были верхом технического совершенства.
Управление всеми функциями современного «Москвича» выведено на сенсорный экран, вплоть до давления в шинах. Система кругового обзора четырёх камер страхует от всех рисков (есть даже вид автомобиля сверху). На рулевом колесе для удобства водителя сгруппированы кнопки, дублирующие функции, включая круиз-контроль. Разъёмы для подключения электронных систем позволяют подсоединить любые гаджеты. Сегодня, когда рука постоянно приклеена к телефону, им можно пользоваться через блютуз, не отрывая рук от руля.
Ну чё, друзья, теперь полный газ?! Но… я растерялся, несмотря на то что водительский стаж у меня, страшно вымолвить, уже более 40 лет. Начать с того, что не нашёл привычного ключа зажигания. Оказывается, современный «Москвич» заводится с электронной кнопки.
— Мне становится страшно. Вы за рулём когда-нибудь были? — спросил меня Дмитрий Крылов, он отвечает на заводе «Москвич» за тест-драйв всех автомобилей. — Я никогда на таких современных машинах не ездил, — отвечаю трусливо и нахально. — Ну, поезжайте, и посмотрим, куда вы приедете, — говорит Дмитрий, грустно провожая «Москвич» взглядом.
Палец не прищемишь
Я отважно врезался в автомобильный поток на Волгоградском проспекте. Тут же перешёл с обычного режима на спортивный: у «Москвича» два режима — «драйв» и «спорт». Автомобиль понёсся как пуля, превратившись в точку через несколько секунд. И — мама моя! — я едва не снёс автомобиль в соседней полосе. Хорошо, сработала система предупреждения о выезде со своей полосы движения. Предупредила об опасном сближении. Я успел сманеврировать.
«Москвич» по крышу нашпигован системами активной безопасности — предупреждения о возможном лобовом столкновении, курсовой устойчивости, антиблокировочной, антипробуксовочной системами. Есть и помощь водителю — ассистент экстренного торможения, помощь при старте на подъёме… В современном «Москвиче» даже палец прищемить невозможно: сработает блокировка стеклоподъёмника. Натурально, я обалдел от всех этих премудростей. Когда разогнался, тут же выскочило предупреждение о превышении скорости. Сработала и автоматическая блокировка дверей (при аварии они автоматически отпираются). Существуют «детские замки», чтобы ребёнок не мог открыть дверь при движении…
Что, откуда, почём
Я заехал в дилерский центр «Москвича» на Ленинградском проспекте (всего их в Москве уже более десятка).
— А движок китайский? — спрашивает покупатель. — Двигатель в «Москвиче» от японской «Мицубиси». В машине лучшие образцы мирового автопрома. Вариатор бельгийский, один из лучших в Европе. Кузов из высокопрочных сталей, что обеспечивает жёсткость конструкции. Крупные боковые зеркала с электроприводом и обогревом обеспечивают хорошую обзорность. Складываются автоматически. Контроль слепых зон. Подогрев сидений. Автоматическое переключение с дальнего света на ближний, — перечисляет менеджер салона. — А цена? — спрашивает мужик. — Бензиновый около двух с половиной миллионов, «электричка» около четырёх.
Если не покупать, думаю, то цены нормальные. Но современный автомобиль — с мультимедийными системами, камерами, программами безопасности — и не может быть по цене семечек. Существуют и программы господдержки: медикам и учителям, например, при покупке «Москвича» государство субсидирует 400 тыс. рублей. А при покупке электромобиля всем без исключения — 25-процентная скидка.
Тихо и мягко …
Вернувшись на завод, я пересел с бензинового автомобиля «Москвич 3» на электромобиль «Москвич 3е» (пока это все модели, что выпускает Московский автомобильный завод). У электромобиля тот же современный вид с модным эффектом «парящей» крыши. Тот же красивый и комфортный салон. Продуманная эргономика, технологичность. Те же опции, но ещё больше преимуществ, чем в бензиновом варианте. Начать с того, что в электромобиле абсолютно не слышно, как работает двигатель. Полнейшая тишина при движении. Плывёшь, как в капсуле космического корабля.
— Тут ведь нет шумного двигателя внутреннего сгорания, — говорит Дмитрий Крылов.
Здесь нет и радиатора. И бензобака. Вместо люка бензобака — скрытая электрическая розетка на переднем крыле. Нет нагара на свечах. Не засоряются топливные форсунки и топливные фильтры. Потому что всего этого попросту нет. Как нет и некачественного топлива. Следовательно, нет и дополнительных расходов (заправка электричеством тоже дешевле бензина).
Электромобиль идёт очень мягко. Центр тяжести за счёт большой зарядной батареи под полом смещён к земле (запас хода — 410 километров). «Москвич 3е» как бы прижимает к поверхности. Его не раскачивает, как пьяного матроса, даже на ухабах. Несёшься на огромной скорости, словно в невесомости. Я до ужаса люблю кататься на автомобилях, но никогда не испытывал такого волшебного ощущения.
Я опять мчался по Волгоградскому проспекту — уже на электромобиле. Солнечная вертикаль от неба пронзала прозрачный потолок (здесь вместо люка панорамная крыша). На улице жара, а в кожаном салоне прохлада кондиционера и музыка из шести колонок. К вечеру грянул ливень. Хорошо, думаю, проверю АВS и систему распределения тормозного усилия на скользкой дороге. Помнится, всё лопались пузыри на асфальте, а «электричка» шла, будто по сухой дороге.
Китай на месте не стоит
На обратном пути заехал к товарищу — обозревателю «Российской газеты» Владимиру Снегиреву. Он только прилетел из Китая, где был около месяца, знакомился с автопромом Поднебесной.
— Там уже есть автомобили, которые подъезжают на голос хозяина. И сами паркуются. Треть машин в Китае с зелёными номерами — на гибридной или электротяге. Скоро появятся автомобили, использующие принципиально новые виды энергии. В автомобильной корпорации, где меня принимали, 5 тысяч человек заняты исключительно новыми разработками. На автомобильном заводе в Ханчжоу почти нет людей, одни роботы, смартпроизводство, — рассказывал Володя.
Я надеюсь, скоро так будет и в России. Чтобы стимулировать использование тех же электромобилей, для владельцев в Москве бесплатные парковки (и в центре, где высоченные тарифы). По проекту «Энергия Москвы» установлено более 200 бесплатных зарядных станций (всего в городе более 400 зарядок). Для владельцев электромобилей платные федеральные трассы тоже бесплатные. Во многих регионах России для владельцев «электричек» нет транспортного налога. Правительство РФ обязало оснащать на федеральных трассах обычные заправки зарядными устройствами.
…К вечеру распогодилось. В окнах Волгоградского проспекта мягко краснел закат. Я подъезжал к заводу. Уже через 15 минут сдал электромобиль Дмитрию Крылову, официальному представителю завода «Москвич». Он радостно смотрел на целёхонький автомобиль. Сел в него и помахал мне, как Гагарин из ракеты. Привет дорогому «Москвичу»! С надеждой на новую встречу.