Москва. Юго-Восточный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 22 Авг 2023 в 17:00 | Текст: Ирма КОТИЯР

Девушка из Нижегородского стала машинистом электропоезда

Девушка из Нижегородского стала машинистом электропоезда
Светлана считает, что водить электропоезд — это её призвание. Фото: Роман Балаев

Светлана Костина из Нижегородского района работает машинистом электропоезда первый месяц. В 27 лет она окончила Корпоративный университет Транспортного комплекса Москвы и теперь наравне с мужчинами водит состав от «Некрасовки» до «Нижегородской» по «розовой» ветке метро. А новую профессию считает своим призванием.

Не трамвай, так поезд!

После школы Светлана поступила учиться на инженера, но душа просила чего-то другого. Поиски себя завели далеко. Несколько лет проработала в индустрии питания, поднялась от бармена до директора ресторана. При этом всю жизнь занималась спортом: балет, футбол, бег…

В итоге она поняла, что хочет стать водителем трамвая, но набор был окончен, и ей предложили научиться водить не трамвай, а поезд метро. И Светлана решилась. Из 60 человек промежуточные экзамены сдали около 20 человек, среди них были и три девушки. Но в конце обучения права на управление электропоездом получили только 10 человек, из девушек осталась только Светлана.

Романтикам не сюда

За время трёхмесячной стажировки с опытными инструкторами Светлана научилась управлять подвижным составом и выучила назубок Некрасовскую линию: план и профиль пути, режимы вождения, светофоры…

 — И всё равно было страшно: в поезде 2 тысячи человек — это же какая ответственность! — говорит она. — Кажется, что тоннель бесконечный, что едешь очень долго. Впечатления, конечно, сильные, но люди-романтики для этой профессии не подходят. Здесь нужны собранность, холодный ум, умение принимать решения. Инструктор рассказал мне случай, как при выезде из тупика на конечной станции машинист вовремя заметил на пути пассажира. Тот направлялся в тоннель. Машинист сразу же сообщил о происшествии диспетчеру, пассажира безопасно вывели на платформу, избежав трагедии.

Женщины вернулись в профессию

Первая женщина пришла на должность машиниста в 1936 году, спустя год после открытия Московского метрополитена.

 — В середине 1980-х профессию машиниста признали тяжёлой, — говорит заместитель начальника метрополитена по управлению персоналом Павел Ковалёв, — поэтому были введены законодательные ограничения. А в 2021 году женщины вернулись в профессию.

На сегодняшний день в Московском метрополитене работают около 60 женщин — машинистов и помощников машиниста. А мужчин-машинистов — более 5,5 тысяч. Возвращение женщин за пульт управления электропоездом во многом связано с развитием технологий. Современные поезда оснащены компьютеризированными системами и стали гораздо легче в управлении, чем составы предыдущих поколений.

 —Раньше эта профессия считалась физически слишком сложной для девушки, — говорит Светлана. — Например, чтобы поставить поезд на стояночный тормоз, машинисту нужно было вручную в каждом вагоне отжать тормозные пневматические краны! А теперь для этого есть специальный тумблер: везде электроника, всё делается, не выходя из кабины. К тому же поезда стали тише, такого грохота в тоннеле, как раньше, нет, в кабине — кондиционер, а не форточка.

Сначала — удивление

 — Люди на моей линии пока не привыкли, что состав ведёт женщина, — говорит Светлана Костина. — Пассажиры всматриваются в кабину машиниста чаще по вечерам, когда уже никуда не спешат. Сначала у них удивление на лицах, а потом — улыбка!

На погонах Костиной пока по одной звёздочке — это значит, машинист без класса. Светлане есть куда расти.

Опрос
А вы обращались когда-нибудь в ОПОП?
Загрузка ... Загрузка ...
Доброе дело