Цискаридзе — артист балета с мировым именем. Скоро уже 10 лет, как он возглавляет Академию русского балета им. Вагановой в Санкт-Петербурге. А с недавних пор Цискаридзе ещё и телеведущий: по субботам на Первом канале идёт его шоу «Сегодня вечером». Нам удалось встретиться с Николаем и расспросить его о том, что ему помогает быть успешным во всех делах, за которые он берётся.
Всё ради балета
— Николай, в этом году — 10 лет, как вы возглавляете Академию русского балета имени Вагановой в Санкт-Петербурге. Подводили для себя какие-то итоги?
— За это время было решено множество вопросов — и в хозяйственном плане, и в нормализации программы. Мне есть чем гордиться, но об этом должны говорить другие люди. Я всё стараюсь делать так, чтобы всё в академии служило профессии и всё было подчинено ей.
— Скажите, а вы жёсткий педагог? Учеников жалко?
— Мне кажется, что я очень жёсткий. В Московском хореографическом училище моим педагогом был Пётр Антонович Пестов. Он преподавал больше 40 лет.
Как-то один из выдающихся танцовщиков
— Владимир Малахов, его ученик, — приехал ко мне в гости в Санкт-Петербург. И он, глядя на то, как я веду урок, сказал: «Ой, ребята, какой же Николай Максимович добрый! Вам бы к Пестову — вы бы увидели, что такое жёсткость!» Мы действительно прошли безумно жёсткую школу, и именно благодаря этому мы состоялись. Я требовательный в зале, я ругаю только за невнимание к моим требованиям. Больше всего меня раздражает именно это, а не то, что у ребёнка что-то не получилось.
В 38 лет — снова за парту
— Говорят, чтобы воспитывать другого, мы должны сначала воспитать себя. Какие навыки и качества вам пригождаются в работе?
— Я был круглый отличник, и мне это очень помогло. На пост ректора я пришёл с двумя высшими образованиями. Я по первому образованию балетный педагог, а по второму — юрист, окончил МГЮА (Московская государственная юридическая академия. — Авт.). Это было большое испытание — в 38 лет снова сесть за парту. Когда я защищал магистерскую диссертацию, то огромное количество журналистов это снимали. И все ждали, когда же я допущу ошибку. Так что я учился по-настоящему… Так бывает, что я как руководитель школы принимаю у двоечников зачёты по литературе, истории балета. И вот один мальчик пришёл ко мне в третий раз на пересдачу. Он сам выбирал по литературе произведение, какое хотел, и я задавал ему вопросы. В какой-то момент он закричал: «Откуда вы всё это знаете?!» А я просто много читал. И хотел бы, чтобы и он тоже учился по-настоящему.
— Если поймёте, что ребёнок выбрал не ту профессию, скажете ему об этом прямо?
— Если вижу, что ребёнок вообще не способен к балету, то, конечно, да. Я пытаюсь всё объяснить, но не говорю: «Уходи!» У меня недавно была интересная ситуация. Коллега привела своего сына, очень способного мальчика. Я его увидел плачущим в коридоре и спросил: «Почему ты плачешь?» Он мне ответил: «Я не хочу заниматься балетом, я хочу заниматься футболом!» Мы так договорились: он попытается пройти вступительные испытания, а я потом поговорю с его мамой. И он их прошёл, у него действительно есть способности. А я поговорил с его мамой. Она услышала ребёнка и отвела его в футбол.
Много юбилеев
— Этот год для вас — абсолютно юбилейный…
— Да! 350 лет с того момента, как балет появился в России, и 285 лет, как он существует на государственном уровне. Эта школа (имеется в виду Академия русского балета им. А.Я.Вагановой. — Авт.) появилась первой (она была основана в Санкт-Петербурге российской императрицей Анной Иоанновной 4 мая 1738 года как «Танцовальная Ея Императорского Величества школа». — Авт.). А ещё я выпускник Московского хореографического училища, которому в этом году исполнилось 250 лет. Я учился в прекрасное советское время. Знаю многих людей, которые ругают Советский Союз. Но так как я был ребёнком, у меня об этом времени только самые хорошие воспоминания. У меня было наисчастливейшее детство.
— У вас ещё и личный юбилей: 31 декабря вы отметите 50-летие. Будете праздновать?
— Я премьер Большого театра. Поэтому мой юбилей официальный не может быть нигде иначе, как в Большом театре. Но это зависит не от меня.
Фото Вадима Тараканова, Геннадия Авраменко и из личного архива Николая Цискаридзе (ИА «Столица»)