Москва. Юго-Восточный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 23 Июн 2023 в 17:00 | Текст: Валерий КОНОВАЛОВ

В чьих руках судьба иконы?

В чьих руках судьба иконы?
Икона «Святая Троица» Андрея Рублева в храме Христа Спасителя. Фото: Ярослав Чингаев, АГН «Москва»

Иногда самые простые вопросы озадачивают. Вот сейчас много говорят о неожиданном решении передать Церкви «Троицу» Андрея Рублёва. Искусствоведы спорят о том, правильно ли это, тревожатся о её сохранности. Юристы напоминают, что она всё-таки остаётся в собственности государства, а передают её только в пользование.

Так вот вопрос. А разве не Церкви должна принадлежать икона, если она была заказана Андрею Рублёву Церковью, для Церкви создавалась, в храме пребывала веками, исполняя своё предназначение и замысел автора? С чего это она стала госсобственностью? Церковь продала её государству? Подарила? Нет, её просто отобрали. Да, государство тогда было атеистическим, враждебным вере. Но сейчас-то вроде бы всё изменилось.

И… Кажется, что продолжение должно быть таким: …и «Троицу» возвратили законному владельцу с извинениями, предложили всячески помогать в обеспечении её сохранности. Разве не логично? Говорят, что нет. Говорят, что Церкви можно лишь сделать одолжение в виде права пользования. Да ещё посмотреть, сможет ли она обеспечить надлежащий уход. Дело в том, что поскольку икона признана произведением искусства, она якобы должна принадлежать всем в лице государства. А то, что Церковь считает её своей святыней, это не аргумент. По-моему, не очень убедительная логика. Ведь даже у светского художника, если вдруг ему удалось создать шедевр, никому не приходит в голову отобрать его произведение. А у Церкви, у иконописца, выходит, можно?

Представим, что гениальный святой Андрей Рублёв появился бы сегодня в нашей жизни и создал для храма ещё одну икону такого же уровня и масштаба, как «Троица». А тут приходят чиновники-искусствоведы и говорят: «Забираем её в пользу государства. Слишком хороша она для вас. Можем вам только разрешать временно пользоваться». Как бы автор к этому отнёсся? Как с правами его и заказчика?

Вот сообщают, что теперь судьбу иконы будут решать на реставрационном совете. Но для верующих людей, включая Андрея Рублёва, всегда было очевидно, что судьба не только иконы, а всех нас, верующих и неверующих, в том числе искусствоведов, решается совсем в другом месте и находится в других руках. Посмотрим, каково будет решение.

Опрос
А вы платите за проезд в общественном транспорте?
Загрузка ... Загрузка ...
Доброе дело