Дарья Косынкина живёт в Лефортове, на шоссе Энтузиастов. По профессии она актриса. С красным дипломом окончила ГИТИС, снималась в кино и сериалах. Но ей всё-таки чего-то не хватало. И она круто изменила жизнь — стала делать лубки и популяризировать этот вид народного творчества.
Снималась у Лунгина
Родилась Дарья в семье художников. Родители преподавали в Университете печати — бывшем Полиграфическом институте. А у неё самой нет высшего художественного образования. После школы поступила в ГИТИС, затем снималась в фильмах, сериалах, играла в театре.
— До сих пор некоторые знакомые с удивлением спрашивают: «Ой, это ты в главной роли художницы Оксаны в сериале «Точка кипения»?» Узнают. В «Царе» Лунгина я — боярская дочка; Вера — в сериале «Верю»; было много и эпизодических ролей, — рассказывает Дарья. — Но, снимаясь в картинах, особенно в сериалах, я испытывала чувство неудовлетворённости, хотелось чего-то другого.
Последней каплей для Дарьи стал сериал «Слепая». Изначально сложилась конфликтная ситуация с режиссёром.
– У меня была роль одной из героинь, которая приходит за советом к Слепой. В какой-то момент я поняла, что продолжать сниматься в этом не могу. И пока моя актёрская карьера завершилась. Но открылась другая дверь. Я всегда много рисовала и в 2017 году решила поступить в секцию эстампа в МОСХ. Для этого нужны были работы — акварелей у меня было много, а вот гравюр не хватало. И я срочно начала готовиться к вступлению, да так увлеклась, что стала заниматься ксилографией, вырезать лубки по старинным гравюрам.
Всё началось с кота
Первым лубком, сделанным Дарьей, стал кот. Сегодня он красуется на афише выставки «Липовые ювелиры», которая проходит в московском музейно-выставочном центре «Дача». Куратор выставки — Дарья Косынкина.
— 31 декабря я улизнула с праздничного застолья и поехала вырезать лубочного кота, — улыбается художница. — У меня были книги по лубочному искусству. Сначала я копировала старых мастеров, а затем в той же стилистике резала свои сюжеты.
В России лубки появились в XVII веке и мгновенно приобрели популярность. Поначалу они были чёрно-белыми и служили для украшения царских и боярских палат, позднее стали массовыми и цветными. Сюжеты отличались богатым разнообразием: народный эпос, сказки, картинки о нравах того времени, сдобренные юмористическими подписями. Чтобы купить один такой лубок, простому крестьянину приходилось копить, так что, если в доме случался пожар, лубки выносили вместе с самыми ценными вещами.
Набралась смелости и предложила проект
Набив руку, Дарья Косынкина набралась смелости и предложила Музею русского лубка совместный проект: популяризировать такую аутентичную технику, как ксилография, давать мастер-классы, делать выставки. В итоге стала «липовым ювелиром» — так в шутку теперь называют художников, которые занимаются резьбой по липовой доске.
Ксилография – это гравюра, отпечатанная с деревянной основы. Ознакомиться с технологией изготовления народной гравюры и сделать свой собственный оттиск можно во всех филиалах Музея русского лубка. Там проводят бесплатные мастер-классы. Сначала мастер делает рисунок на бумаге, потом переводит его на липовую доску. Резцом и стамеской делает заглубления, которые должны остаться белыми. Потом на доску наносят чёрную краску и прижимают к бумаге. Готовый отпечаток сушат и раскрашивают.