Ровно год назад мэр Сергей Собянин принял решение о возрождении марки «Москвич». После этого события развивались быстро. В ноябре 2022 года производство автомобилей было запущено, а уже в марте 2023-го «Москвичи» поступили в продажу.
Сегодня авто продают уже во всех крупных городах России, где есть официальные дилеры марки. За рождением новых машин наблюдал корреспондент «ЮВК».
Посетителям – ботинки, каскетка
Перед тем как пройти на производство, посетители проходят инструктаж. Рекомендации те же, что и на других предприятиях: сборочные механизмы руками не трогать, к работающему конвейеру близко не подходить.
Затем — переодевание. Это требование на других заводах тоже есть. Жду, что вручат каску, жилетку. Но на «Москвиче» экипировка для гостей другая. Помимо жилетки со световозвращающими элементами с надписью «Посетитель», мне выдают… чёрные элегантные ботинки, которые отлично подойдут к деловому костюму.
— Это специальная промышленная обувь. На носках металлические вставки. Если на ногу случайно наедет автомобиль, то пальцы останутся целы, — поясняет руководитель проектов Московского автомобильного завода «Москвич» Максим Клюшкин.
Вместо каски — каскетка. Внешне она похожа на бейсболку. В каскетке, как и на ботинках, тоже есть металлические вставки: если что-то упадёт сверху, голова останется цела.
Помог город
В сборочном цехе «Москвича» пахнет моторным маслом, бензином, металлом. Раньше здесь собирали машины французского автоконцерна «Рено». Однако в середине мая прошлого года производитель из России ушёл. И полностью забрал программное обеспечение, без которого конвейер работать не будет.
Заводу грозило закрытие, сотрудникам — увольнение. Предприятие на свой баланс взяло Правительство Москвы.
— Хорошо помню этот момент. В воскресенье 15 мая я уже знал, что «Рено» нет. А в понедельник, когда пришёл на работу, нам объявили: завод не закрывается, налаживаем производство автомобиля «Москвич», — вспоминает Максим Клюшкин.
Программное обеспечение для конвейера создали заново в рекордно короткие сроки — всего за несколько месяцев. Все, кто работал на «Рено» (а это около 2 тысяч человек), перешли на «Москвич». Сборка машин началась ещё в прошлом году. А в марте автосалоны по всей России объявили: новый «Москвич» есть в продаже.
Сначала вагонами, потом фурами
Пока для сборки используют машинокомплекты партнёра. Это объяснимо: создать собственный автомобиль, пройти с ним необходимые испытания на безопасность, наладить массовый выпуск за несколько месяцев невозможно. С утра до вечера к заводу для разгрузки одна за другой подъезжают фуры. Заглядываю внутрь будущего автомобиля «Москвич» — в нём уже есть сиденья, приборная панель, ремни безопасности, рычаг для переключения передач. Нет лишь руля. Его вместе с двигателем, коробкой передач, колёсами, выхлопной системой и бензобаком установят на заводе.
По словам Максима Клюшкина, комплектующие для машин доставляют в Россию по железной дороге. Недалеко от Дмитрова их перегружают на автотранспорт, везут в столицу. Кстати, в перспективе вагоны будут прибывать сразу на завод. Для этого рядом с «Москвичом» проложат дополнительные железнодорожные пути, обустроят полноценный разгрузочный узел.
Паспорт под сиденьем пассажира
После выгрузки кузовам присваивают VIN-номер. Он состоит из 17 символов. У каждого автомобиля VIN свой. Для людей, не имеющих машину, этот номер покажется бессмысленным набором цифр и букв. Но в действительности VIN – всё равно что паспорт у человека. По нему о машине можно узнать всё, даже точную дату сборки. В «Москвичах» этот номер наносят под передним пассажирским сиденьем. Однако в перспективе будут указывать и под лобовым стеклом, как на машинах других марок.
— Как только VIN присвоен, можно считать, автомобиль родился. К нему на складах тут же начинают подбирать комплектующие. Принцип примерно тот же, что и в ресторанах быстрого питания. Вы на терминале только сформировали заказ, а его уже начали готовить, — поясняет Максим Клюшкин.
Петляет как змейка
В день на заводе выпускают с две сотни новых авто. Большую часть собирают на автоматическом конвейере. Он длиной с полкилометра и петляет по цеху, словно змейка. Смотрю: сверху спускается кузов очередного «Москвича». Внизу уже ждёт заранее собранная платформа — так называют часть, которая состоит из движка, коробки, бензобака и других узлов.
— Этот этап называют «постом свадьбы». Здесь соединяются две половины автомобиля, которые не могут существовать друг без друга, — рассказывает Максим Клюшкин.
Собранные машины отправляют на испытательный трек, он находится в подземной части завода. На треке есть крутые повороты, бордюры, брусчатка — словом, все те препятствия, которые могут встретиться на дороге. Во время поездки проверяют качество сборки автомобиля, работу подвески и других агрегатов.
Вместо клаксона— мелодия
Когда ходишь по цеху, то и дело слышишь музыку. Прислушиваюсь, приглядываюсь — она раздаётся из робота-доставщика, который везёт на тележке к конвейеру двигатель. Длина каждого тягача — с пару метров. По форме они напоминают гоночные болиды «Формулы-1». Водитель не нужен: машинки управляются компьютерной программой и движутся автономно. Ездят на электромоторах. У всех роботов, деловито снующих между конвейером и складом, свой маршрут. В нём указано, что и откуда нужно забрать, куда отвезти.
— Музыка звучит, чтобы рабочие слышали: тележка рядом, нужно быть внимательнее, — говорит Максим Клюшкин.
Больше отечественных деталей!
Пока на «Москвиче» ведётся крупноузловая сборка: кузова, движки, коробки передач поступают на завод в готовом виде. Однако до конца этого года планируется перейти на мелкоузловую сборку. Например, кузов начнут привозить не целиком, а по частям. На заводе его элементы будут сваривать, окрашивать. Это упростит процесс доставки. Можно будет привозить больше деталей и увеличивать выпуск авто.
Постепенно завод начнёт переходить на отечественные комплектующие. Производственная инфраструктура для этого есть. В Москве работает предприятие, которое может изготавливать штампованные детали для кузовов. Налажен в столице также и выпуск боковых автомобильных зеркал. Казалось бы, мелочь. Но без правильно собранного зеркала велик риск попасть в аварию даже при перестроении в соседнюю полосу. Столичный завод выпускает эти комплектующие уже два десятка лет. Зеркала из Москвы ставят на все трамваи, автобусы и грузовики, которые производят в нашей стране.
Изготавливают в России и автомобильную резину. Так, завод в Ярославле не первый год выпускает колёса для автобусов Мосгортранса. На шины крупными буквами даже наносят название основного транспортного предприятия столицы.
Кандидаты на работу проходят проверку
В перспективе расширение производства потребует дополнительных рабочих рук. Их готовят уже сейчас — на заводе есть школа мастерства операторов. Её проходят все, кто собирается работать на сборочной линии. Кроме того, на занятия приходят студенты колледжей. Задача — научиться выполнять определённые процедуры. Причём быстро, автоматически.
Я тоже пробую себя в роли потенциального оператора сборочной линии. Нужно споро и в определённом порядке расположить металлические пластины, скрепить их болтами. Затем, просунув руки в ящик, требуется на ощупь подобрать к четырём штекерам нужные разъёмы. Именно в таких условиях в машине монтируют электрику. Времени на поиски разъёмов – одна минута. Не успеваю! После моего монтажа авто, скорее всего, не заведётся. Именно поэтому прохождение школы мастерства — очень важный этап при отборе сотрудников.
Помимо того, что завод проверяет потенциального будущего работника, это ещё и возможность для кандидата понять, готов ли он к работе на конвейере.
На очереди седан
В конце лета на заводе «Москвич» планируют начать выпуск новой модели. Это будет седан С-класса с выразительным дизайном, комфортным салоном и современными опциями. Будет интересно посмотреть. Жизнь продолжается.