Желая завладеть деньгами граждан, мошенники идут на любые ухищрения. Они стараются вызвать к себе доверие, обещают быстрое и лёгкое обогащение, а потом, если это не сработало, начинают угрожать.
Сначала собирают максимум личной информации
Как рассказывает Ольга Лукачева, руководитель Центра финансовой грамотности города Москвы, в своей деятельности мошенники используют методы социальной инженерии.
— Подобно инженерам-конструкторам мошенники проектируют социальную среду, опасную для любого человека, — поясняет она.
К примеру, прежде чем начать донимать человека звонками, они пытаются любым способом собрать о нём максимум информации в социальных сетях и других базах данных. Их интересуют реквизиты банковских карт, паспортные данные, номера телефонов, адреса квартир и электронной почты, а также фотографии или копии любых документов.
Мошенники внимательно следят за новостями. К примеру, они могут представиться сотрудниками благотворительного фонда и выманить деньги «на оказание помощи пострадавшим».
Вызывают доверие
Собрав всю доступную информацию, злоумышленники приступают к делу. Первая задача — вызвать у нас доверие.
— Для этого они представляются сотрудниками банка, государственных или правоохранительных органов, дальними родственниками, знакомыми. Вступив в разговор, мы устанавливаем с ними контакт, и в беседе мошенник начинает нас убеждать раскрыть данные банковской карты, сообщить код из СМС или push-уведомления, — рассказывает Ольга Лукачева.
Уже в процессе разговора они начинают эмоционально воздействовать, например пугать потерей денег. В спешке человек может сообщить о себе информацию, которая позволит украсть его деньги или сделать что-то, необходимое мошенникам.
— Если кто-то угрожает вам, принуждает и торопит с принятием решения, прекратите разговор и перезвоните в банк. Телефон горячей линии указан на оборотной стороне карты, официальном сайте банка и в мобильном приложении. Спросите, всё ли нормально с вашим счётом, и сообщите сотрудникам банка о звонке с подозрительного номера, — советует руководитель городского Центра финансовой грамотности.
Злоумышленники могут взломать аккаунт в соцсетях и узнать, как зовут вашего друга или родственника. И если вам сообщили, что деньги нужны вашим знакомым, перезвоните им: пусть они лично это подтвердят. Обычно такие «просьбы» поступают на электронную почту или в СМС.
— Мне позвонил мужчина, представился капитаном полиции и сообщил, что я прохожу по делу о мошенничестве и должен явиться для дачи показаний. Что добровольная явка в моих интересах, иначе меня приведут силой, — рассказывает Данис З., IT-специалист, житель Кожуховской улицы. — Я был занят и не сразу понял, какую ерунду он говорит, но, когда «сотрудник полиции» начал требовать данные моей банковской карты, «чтобы сверить с показаниями потерпевшего», я сбросил звонок. Он пытался перезванивать и устраивать мне выговор, но я уже не слушал.
Ещё один способ воздействия — рассылка сообщений с предложением сверхвыгодного вложения денежных средств или выигрыша в лотерею. Нередко такие письма содержат ссылки на специальные сайты, перейдя на которые, можно невольно поделиться личной информацией с мошенниками.
Не сообщайте по телефону данные карты
Как советует Ольга Лукачева, соблюдение простых правил позволит вам не стать жертвой мошенников.
— Не публикуйте в Интернете свои персональные данные и не переходите по сомнительным ссылкам из сообщений вашей электронной почты, — говорит она.
Также не стоит использовать один и тот же пароль для входа в почту, на сайт госуслуг и другие. И необходимо регулярно обновлять антивирусные программы.
— Не сообщайте по телефону паспортные данные, а также данные банковской карты, в том числе её номер, срок действия и код безопасности, а также попробуйте использовать специальные мобильные приложения для определения незнакомых номеров, — предлагает варианты защиты от злоумышленников Ольга Лукачева.
Авторы: Евгений БАКИН, Галина ПОГОДИНА