C 1 апреля начнётся приёмная кампания в музыкальные школы и школы искусств округа. О том, какие испытания проходят будущие музыканты и как определить, есть ли у ребёнка склонности к музицированию, «ЮВК» спросил у заведующей методической и учебной работой ДМШ им. Г.Г. Нейгауза в Рязанском районе, преподавателя по классу фортепиано Ии Дубограевой.
Конкурс — два человека на место
В школе им. Нейгауза обучают игре на фортепиано, скрипке, арфе, кларнете, флейте, гобое, саксофоне, аккордеоне, баяне, а также на домре, балалайке и гитаре. Есть отделение музыкального фольклора и два вида сольного пения: академическое и народное. Каждый год школа выделяет порядка 80 бюджетных мест.
По словам Ии Дубограевой, традиционно самый востребованный инструмент – фортепиано. Поэтому туда отбирают более способных. Сейчас игре на фортепиано обучаются 154 ребёнка. Конкурс в прошлом году составил два человека на место. А вот по классу гобоя нет ни одного ученика. Ребятам, не поступившим на фортепиано, могут предложить пойти учиться на другой инструмент или подать документы на платное отделение. Можно попытаться поступить на бюджет в следующем году.
В 1-й класс принимают детей с 6,5 до 12 лет. Те, кто поступил до 9 лет, учатся на восьмилетке. 10-12-летние проходят пятилетнюю программу.
— Учебный план у тех, кто постарше, более сконцентрированный. Например, музыкальную литературу они начинают изучать уже с 1-го класса, а у малышей она появляется только в 4-м, — пояснила Ия Дубограева.
Экзамен несложный
По словам педагога, вступительный экзамен принимают очень лояльно. Он проходит скорее в форме игры. Нужно спеть куплет из любой песни.
— Если вдруг малыш растерялся, забыл текст, мы даём на фортепиано мотивчики, на которые можно пропеть: ля-ля-ля. Ещё нужно прохлопать в ладоши предложенный ритм.
По словам педагога, берут не только детей с ярко выраженными музыкальными способностями. Шансы есть и у детей со средними задатками, и даже вовсе без намёка на талант.
— На вступительных прослушиваниях способности, как показывает опыт, часто относительны. Ребёнок, который прекрасно проявил себя на экзамене, потом может попасть в отстающие: потеряет интерес к учёбе, не будет справляться с сольфеджио, — говорит Ия Дубограева. — Помню, у меня учились два брата по классу фортепиано. На прослушивании пели изумительно! Но стали учиться — с программой не справлялись. Перевели их на вокал. А один будущий баянист на прослушивании получил тройки, а к концу 1-го класса даже пятёрки пошли!
Музыкальные способности видны с раннего возраста
Понять, есть ли у ребёнка музыкальные способности, можно в самом раннем возрасте.
— Обратите внимание, как малыш реагирует на музыку. Печалится, когда слышит грустный мотив? Пританцовывает под бодренький мотивчик? Стучит ножкой в такт? У вашего ребёнка точно есть музыкальные способности! — говорит Ия Дубограева. — И нужно их развивать! Пойте с ребёнком, танцуйте под музыку, слушайте мелодии разных жанров и обязательно классику.
Для поступления в музыкальную школу необходимо записаться на прослушивание в разделе «Услуги и сервисы» на mos.ru. Подробности о музыкальных школах и школах искусств ЮВАО на сайте www.repetitor-general.ru.