«Надо бы во время поста исповедаться и причаститься, — сказал на днях мой приятель, — но вот не знаю, в чём каяться на исповеди, вроде бы не в чем». Я от него такое слышу уже не впервые. И всякий раз про себя удивляюсь. Дело в том, что он человек очень откровенный и часто рассказывает о себе много такого, чего другой постеснялся бы. Можно сказать, что ему с избытком присуще то, что у верующих называется грехами. Но вот сам он, похоже, ничего грешного в своей жизни не видит. То есть, по сути дела, считает себя святым. А кем ещё — если грехов нет?
В эти же дни беседовал я и с моим другом-священником — отцом Василием. Поблагодарил его за прекрасную проповедь. Но он, по своему обыкновению, любые благодарности встречает недовольно. Называет себя человеком грешным и не достойным никакой похвалы. И нет в этом ни кокетства, ни лицемерия. Не только он, но многие верующие люди совершенно искренне ощущают себя самыми большими грешниками. Не просто грешниками, а именно — самыми большими. Это не парадокс.
Я давно понял, что, чем ближе человек к святости, тем сильнее в нём ощущение собственной греховности. И все настоящие святые вслед за апостолом Павлом называли себя первыми среди грешников. Такова логика веры.
Тут стоит вспомнить притчу про мытаря и фарисея, которую рассказал ученикам Христос. Мытарь от осознания своих грехов даже не решался поднять глаза, только бил себя в грудь и повторял: «Боже, будь милостив ко мне грешному». А фарисей в молитве рассказывал о своей праведности. Так вот, именно мытаря поставил Христос в пример как более угодного Богу. Пример актуальный и сейчас, во время Великого поста, когда далеко не всем удаётся поститься по правилам. И вот какой рецепт для таких людей есть у Патриарха Кирилла. «Если человек сознаёт своё несовершенство и свой грех, он уже делает шаги на пути к спасению, — говорит Святейший. — Мы знаем, как непросто сегодня соблюдать все церковные предписания… Но если нет возможности жить строго по церковному уставу в течение Великого поста, то нужно помнить: единственная возможность оправдаться пред Богом — это повторять за мытарем удивительные слова: «Боже, будь милостив ко мне, грешному».