2 марта на большие экраны вышел новый фильм Петра Тодоровского «Здоровый человек». Главные роли исполнили Никита Ефремов и Ирина Старшенбаум. Накануне премьеры актёры встретились с журналистами и рассказали о съёмочном процессе. Премьера картины состоялась в августе 2022 года в рамках 44-го Московского кинофестиваля.
Кризис среднего возраста
— Никита, в чём проблема вашего героя?
— Мой персонаж — ведущий спортивных новостей и мужчина, испытывающий кризис среднего возраста, Егор Тихонов. У него есть всё: семья, работа, друзья и достаток. Но что-то беспокоит, сверлит внутри. Цели, к которым он шёл, уже выполнены и не приносят удовольствия. Это, знаете, как с айфонами. Как ты его хотел — купил! А потом они начинают обновляться каждый год: 10-й, 11-й… 15-й. Внутри начинает копиться негодование, неудовлетворение, которое надо как-то компенсировать. Однажды Егор становится свидетелем уличной трагедии, и это срабатывает как спусковой крючок: он резко меняет свою размеренную жизнь и начинает помогать людям, испытывая от этого чувство нужности. Он буквально подсаживается на благотворительность: устраивается аниматором в детскую онкобольницу, записывается в отряд «ЛизаАлерт» и ищет потерявшихся людей. С головой окунаясь в проблемы других, он «входит в тоннель», из которого не видит выхода: забывает о работе, о себе самом и даже о жене с дочкой. Его увольняют, а жена, которая ждёт второго ребёнка, грозится подать на развод. Так, обретя новую жизнь, он теряет старую. Он выбирает высокоморальную рыцарскую позицию: все вокруг плохие, а я хороший, здоровый, и я сейчас это покажу.
Отнёс сценарий к психологу
— На съёмках картины какие были сложности?
— Ну прежде всего они начались два года назад, в разгар ковида. Мы снимали в Москве и были проблемы как с локациями, так и с масочным режимом. Особенно сложно было играть в больницах, основная часть которых была отдана под ковидные койки. Да и я постоянно придирался к фильму. Внутренне я сел на место режиссёра и пытался с ним спорить. Более того, мы с Ириной отнесли сценарий к психологу и по косточкам разобрали и своих героев, и режиссёра заодно. Пришли, сели: «Ну, Петя, теперь мы про тебя всё знаем!» Осыпали его умными психологическими терминами. Короче, разговор был сложным…
— Говорят, что вы даже стали инициатором изменения финала?
— Да, мы его чуть подкорректировали. Кстати, и название было изначально другим — «Голос». Я очень благодарен Петру и Ирине за терпение. Они профессионалы, вместе с которыми у нас в итоге всё получилось.
Делает то, что хочет
— Что для вас означает «здоровый человек»?
— На мой взгляд, здоровый человек чувствует вообще всё. Мы постоянно хотим от чего-то в жизни отвернуться: это меня не касается, я постараюсь быть к этому равнодушным… А вот умение испытывать весь спектр чувств и сочувствовать окружающим людям — в этом, наверное, и есть здоровость. А ещё стремление делать в жизни то, что он хочет. Мне это близко: если я делаю только то, что должно, у меня всё в жизни становится каким-то квадратным и скучным.
— Вместе с Ириной Старшенбаум вы ведь не первый раз в одном кадре?
— Это уже пятая картина, где мы снимаемся вместе. Буквально недавно на экраны вышел психологический хоррор Ивана Петухова «Сёстры», где мы с Ирой также играли семейную пару. Но там я играл мужа-абьюзера, который внешне это никак не выдавал и выглядел в этой своей обыденности устрашающе.
Баня, массаж, музыка
— Как вы восстанавливаетесь после съёмок?
— Для меня актёрская игра — своего рода терапия. Она лечит: актёрам важно смотреть на свои собственные страхи, на свои проблемы и не отводить глаза. А так существует много разных методов борьбы со стрессом: баня, массаж, прогулки, забота о себе. Занимаюсь музыкой для души, у меня дома много музыкальных инструментов. В последнее время меня всё больше привлекают дыхательные практики, медитации…
— Поговаривают, вы перестали есть мясо.
— Попробовал. Месяц прожил в таком режиме, но отказаться от мяса — нет, пока не получилось.
— Где планируете сниматься?
— Сейчас получаю совершенно разноплановые предложения — от мультфильмов до хорроров. А скоро должен выйти сериал «Тетрис», где я сыграл советского программиста, создавшего в 1984 году знаменитую головоломку.