Московская программа реставрации на днях перешагнула знаковый рубеж. Число возрождённых с 2011 года памятников архитектуры достигло 2 тысяч.
Тот самый «Дом Грибоедова»
– Таких объёмов реставрационных работ нет ни в одном другом городе мира. Забота о сохранении московской старины объединила городские власти, федеральные ведомства, религиозные общины и многочисленных частных владельцев памятников архитектуры. И, конечно, ключевая заслуга в возрождении московской старины принадлежит специалистам-реставраторам, которые последние годы трудятся не покладая рук, — написал мэр на своём сайте sobyanin.ru.
Только в прошлом году былую красоту вернули более чем 200 памятникам архитектуры. Среди них, к примеру, усадьба, которой владел тайный советник обер-прокурора Святейшего синода Александр Яковлев, дядя писателя, публициста Герцена. Но прославился этот особняк на Тверском бул., 25, уже в ХХ веке. Именно его Булгаков изобразил в «Мастере и Маргарите» как «Дом Грибоедова» — резиденцию писателей под сатирически вымышленной вывеской МАССОЛИТ. С 1930-х годов прошлого столетия здесь размещается Литинститут им. Горького.
«Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада…» — так описывает его Булгаков. Одно из памятных мест в романе — где Бегемот с Коровьевым пытаются проникнуть в ресторан МАССОЛИТа. Сидящая на входе гражданка их не пускает, требуя удостоверения писателей. Те ссылаются на Достоевского, у которого не было никаких удостоверений. «Достоевский умер», — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно. «Протестую, — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен!».
Реставрация этого культового здания проводилась в четырёх строениях — главном доме, двух флигелях и конюшне. Полностью восстановили фасады с лепным декором и архитектурными деталями XIX века. В интерьерах воссоздали мраморные подоконники, каменные лестницы, деревянные потолочные карнизы с фризом…
Особняк для жены
Интересен и отреставрированный в прошлом году особняк Рутковских в Большом Козловском пер., 5, стр. 1. Архитектор Борис Рутковский построил его в 1888 году по индивидуальному проекту для жены. Правда, через 10 лет та продала его торговцу сахаром и мукой Ширману, который оборудовал в доме водопровод и канализацию.
Фасаду здания вернули исторический облик. Внутри восстановили мозаичный пол, паркет и другие детали интерьера.
Цифры
С 2010 года число памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии, сократилось в 7,4 раза — с 1325 до 180. Доля объектов культурного наследия, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, выросла с 61 до 96,4%.