Всех, кто интересуется автомотостариной, ждут в музее старинных автомобилей Дмитрия Ломакова в районе Люблино. Тут собраны ретроавтомобили и мотоциклы со всего мира. Многие из экспонатов сохранились в единственном экземпляре – нигде в мире таких больше нет.
Все работает!
– Музей существует с 80-х годов прошлого века, коллекцию начал собирать еще мой отец, Александр Ломаков, – рассказывает директор музея Дмитрий Ломаков. – Сегодня тут десятки уникальных экспонатов, в том числе «Хорьх-853» 1935 г., получивший титул «Автомобиль года» Парижского автомобильного салона 1935 г., немецкие автомобили вип-класса из гаража рейхсканцелярии, доставшиеся в качестве трофеев нашим войскам во время Великой Отечественной войны.
Практически все автомобили и мотоциклы – на ходу, даже ветеран французского мотопрома мотоцикл «Пежо» 1914 г., доставшийся Красной армии в 1918 г. в качестве трофея в Гражданскую (куплен Ломаковым у хозяина за ящик водки). Более того, это не «шкурки» с современной начинкой; все детали – оригинальные, восстановленные по сохранившимся чертежам или купленные у коллекционеров-энтузиастов.
Между хурмой и помидорами
Каждый автомобиль – история. Многие из экспонатов удавалось спасти буквально в последний момент. Например, «Мерседес-Бенц-540 СКЛ» 1936 г. – двухместный шестиметровый кабриолет, выпущенный в единственном экземпляре, вероятно, самый ценный Мерседес в мире (сейчас в реставрации), Ломаков-старший нашел в Абхазии. Он стоял между посадками хурмы и грядкой с помидорами, на метр вросший в землю, на огороде у местного жителя. И тот уже подыскивал бульдозер, чтобы спихнуть раритет в пропасть.
Интересна история единственного в мире ЗИС-110 не «номенклатурного» черного, а темно-зеленого цвета. Эту машину в 1949 г. изготовили по личному указанию Сталина специально в подарок патриарху Алексию I. Цвет выбран не случайно: именно зеленый цвет означает в РПЦ бессмертие христианской души. А Дмитрию Ломакову этот автомобиль подарил уже патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Фары из пылесосов
Многие автомобили из коллекции музея снимались в кино – «Вариант «Омега», «Мы из джаза!», «В круге первом», «Операция кооперация» и других – более сотни лент. А один из них – «Антилопа» – даже был сделан «с нуля» по просьбам киношников.
– Однажды к отцу пришли люди с киностудии и стали просить какой-нибудь уж очень старинный, желательно дореволюционный автомобиль, – вспоминает Дмитрий. – Отец нарисовал на доске машину, говорит, такая нужна? Киношники говорят – точно! «У меня на даче такая стоит», – отвечает отец. Они ушли, я и говорю: «Папа, у нас же нет такой машины!» А он мне в ответ: «Будет!» Так и родилась «Антилопа». Слепили ее из того, что было. Например, на фары пошли полукруглые корпуса пылесосов «Вихрь». «Антилопа» снялась в фильмах «Золотой телёнок», «Американский дедушка», «Сокровища Миргоруфа» и других.
Еще одна необычная самоделка – мини-автомобиль «Пионер» конца 40-х годов. В конце 90-х Ломаков увидел его по телевизору – показывали хронику, где пионеры СССР демонстрируют созданную в клубе юных автомобилистов в районе Люблино машину товарищу Сталину. И скоро Дмитрий увидел машинку воочию: случайно, по соседству, на территории школы в Марьино! Конечно, Ломаков выпросил раритет себе в музей.
Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов: Краснодарская ул., вл. 58. Входной билет для самостоятельного осмотра экспозиции (без экскурсионного обслуживания) 300 рублей, строго по предварительной записи. Тел. (499) 356-7995, сайт lomakovka.ru.