Игорь Скляр проснулся знаменитым 50 лет назад, снявшись ещё подростком в фильме «Юнга Северного флота». Вкус славы получился двояким: девушки обрывали телефон, приглашая на свидания, а парни искали любой повод набить физиономию юному сопернику — его спасали (да и то не всегда) навыки, приобретённые в секции бокса.
За минувшие с тех пор полвека Игорь Скляр снялся почти в 100 фильмах и сериалах, сыграл в десятках спектаклей, прославился хитом «На недельку до второго я уеду в Комарово» и культовым фильмом «Мы из джаза». Не так давно артист отметил своё 65-летие.
Прощайте, пельмени!
— Игорь Борисович, с юбилеем вас! Скажите, у вас есть какие-то традиции празднования дня рождения?
— Спасибо! Традиции и были, и есть. Я обычно на свой день рождения собирал друзей. И даже ещё лет тридцать назад все знали, что у меня обязательно на столе будут пельмени, обязательно — солёные огурцы и водка. С годами пельмени не то чтобы ушли, а просто их слишком долго лепить и слишком быстро они кончаются… Сейчас я просто стараюсь собирать друзей молодости, хочется их видеть, слышать, с годами это ещё интереснее.
— А что скажете про свой возраст?
— Физические ограничения так или иначе вступают в свои права, и что-то труднее становится делать, хотя мысли, желания и цели никуда не деваются. Как были у меня в 14 лет вершины, которых хотелось достигнуть, так они и остались до сих пор. Некоторые из них вроде бы достигнуты, но нет ничего хуже достигнутой вершины, потому что дальше нужно падать вниз. Иног да чем выше забираешься в молодости, тем больнее падение, которое происходит ближе к концу жизни…
Вообще, в моей жизни другая цифра событийная: 18. Я родился 18 декабря, именины у меня 18 июня, мама умерла 18 октября, папа умер 18 июля, инфаркт у меня был 18 февраля, автомобильная авария (произошла в нояб ре 2021 года, когда актёр с коллегами ехал на спектакль в Нижний Новгород и водитель не справился с управлением. — Авт.), когда чудом остались живы, тоже случилась 18-го числа. И сейчас я заранее отмечаю в календаре это число, чтобы никуда в этот день не соваться, а поваляться на диване и исключить какие-то риски. Хотя в некотором смысле я всё равно фаталист. Считаю: что в судьбе у каждого прописано, то и случится.
Три таланта
— Вы любите свою работу?
— Мне очень нравится то, чем я занимаюсь, а ещё я получаю за это деньги. Кто-то говорит, что это и есть те счастливые люди, которые занимаются любимым делом и получают за это зарплату. Позиция слабого человека: в твоих неудачах всегда виноват кто-то, кроме тебя. Но если что-то у тебя не получается, то подойди к зеркалу и посмотри на себя! Или возьми лист бумаги и напиши, что ты хотел и что ты для этого сделал. На этот счёт есть очень хорошее высказывание: «Не рассказывайте, что вы хотели, — покажите, что вы сделали». В наше время это очень актуально. Проектов много, а делать руками не умеют — умеют только рассуждать…
— Вы поёте, играете в театре и снимаетесь в кино. Что из этого вам больше нравится, что вы считаете вашим призванием?
— Мое призвание — жизнь во всех её проявлениях. Три дня назад я пел джазовую программу, а вчера и сегодня играю спектакль, который к джазу не имеет никакого отношения — там другой герой и совсем другие задачи… А ещё четыре дня пройдёт — и я окажусь в треть ей ипостаси: буду сниматься в кино. И это всё мне интересно!
Почему артисты такие ранимые
— Есть точка зрения, что роли артистов — это их личные образы, часть их жизни, характера…
— У артистов нет другого инструмента, кроме самих себя. Вот почему артисты и бывают настолько ранимыми: кто-то начинает пить, кто-то какие-то безобразия устраивает, кто-то вообще из окна «выходит»…
Это как раз наш инструмент: мы сами. Поэтому роли, которые ты играешь, — это всё равно ты, хоть и не весь. И самый раздражающий момент, когда к тебе подходят люди и говорят: «Ой, а почему вы такой хмурый?! Вы в кино такой весёлый!» У людей создаётся впечатление, что я и в жизни всегда такой. А я такой, но отчасти. Я имею право быть разным!