Модернизация Московского НПЗ идет полным ходом – растет эффективность и экологичность производства. Главный показатель в работе любого НПЗ – глубина переработки нефти – также растет год от года. Это значит, что из того же объема сырой нефти получается больше полезных продуктов. Как рос этот показатель, и что можно сделать из одной тонны нефти узнала редакция научно-популярного журнала об энергии и энергетике «Энергия+» (https://e-plus.media).
Самыми востребованными на рынке нефтепродуктами по сей день остаются, так называемые светлые продукты: бензин, керосин и дизельное топливо. Спрос на мазут — темный продукт — сегодня сокращается: его давно не используют для тепловых электростанций, и все реже он применятся как топливо для судов. Поэтому чем мазута меньше, тем глубже считается переработка сырой нефти.
– Если нефтеперерабатывающий завод не выпускает мазут, то глубина переработки нефти близка к 100%. Если 10% поступающей нефти превращается в мазут, то глубина переработки приближается к 90%, — пояснила Ксения Дорохова, технолог Московского НПЗ.
40 лет назад из тонны нефти получали только 173 килограмма бензина, сегодня почти в полтора раза больше — 241 килограмм. Все благодаря более глубокому вакууму при вакуумной перегонке: в 1980-м эту технологию еще не применяли.
Изменение процесса облагораживания бензина привело к появлению премиального бензина с октановым числом 100: его стали выпускать в 2020 году.
Выход дизельного топлива увеличился с 205 до 327 килограммов. Технологии производства дизельного топлива зависят от времени года. Зимой на МНПЗ выпускают зимнее дизельное топливо с низкой температурой замерзания, меняя структуру парафиновых углеводородов, — благодаря этому они не кристаллизуются и не твердеют на холоде.
Еще один полезный продукт нефтепереработки — смесь пропана и пропилена, изготавливаемая с помощью крекинга. Производство этой смеси выросло с двух килограммов на тонну нефти до 12.
Несколько иначе производится авиационный керосин. Это продукт прямой перегонки нефти: ни вакуумная перегонка, ни крекинг в его производстве не участвуют. Выход продукта по сравнению с 1980 годом увеличился с 45 до 71 килограммов на тонну нефти.
На МНПЗ производят 15 марок битума, от кровельных до дорожных. В битум превращается 129 килограммов из каждой тонны нефти, а в 1980 году было 28 килограммов — больше из мазута извлечь не получалось. Сорок два года назад при переработке тонны нефти на Московском НПЗ получалось 440 килограммов мазута, сегодня гораздо меньше — 173 килограмма. Все остальное превращается в более ценные продукты.
К 2025 году на заводе планируют построить комплекс глубокой переработки нефти, который поможет расщеплять ее тяжелые компоненты. Из самых неуступчивых веществ будут делать кокс, который применяется в металлургии, глубина переработки нефти достигнет почти 100%. Производство мазута и вовсе будет сведено к нулю, а бензина и дизельного топлива станет еще больше.