24 января одному из крупнейших музыкантов современности, альтисту, дирижёру, народному артисту СССР, обладателю множества отечественных и международных наград Юрию Башмету исполнилось 70 лет. Незадолго до этой даты Юрий Абрамович встретился с журналистами и рассказал много подробностей из своей не только творческой, но и личной жизни.
Солидную цифру сопоставить с собой не могу
— Юрий Абрамович, как вы относитесь к такой солидной, в общем-то, цифре — 70 лет?
— Признаюсь, что с этим у меня пока полный дисбаланс. Понимаю, что цифра уже непростая. А по факту с собой сопоставить пока не могу. Но дату свою встречаю с хорошим настроением, ведь впереди много планов, выступлений и фестивалей. Только в ближайшее время на Московском фестивале искусств нас ждёт 14 концертных вечеров. А в феврале пройдёт уже традиционный Зимний международный фестиваль искусств в Сочи. Чтобы не рос хулиганом
— Вас мама в детстве заставляла на скрипке играть?
— Всё было как раз наоборот. Увидев, что я уже перезанимался, мама предлагала пойти во двор на велосипеде покататься. Это было моим любимым занятием — я мастерски гонял задним ходом. А другие мальчишки не умели. Так что я был не просто мальчиком со скрипичным футляром. Моя мама оказалась талантливейшим педагогом; при этом ни она, ни папа никакого отношения к музыке не имели. Отец трудился инженером, а мама была филологом. И именно мама привела меня во львовскую музыкальную школу, чтобы ребёнок не рос бандитом и хулиганом.
—А вы строгий папа?
— Я также никогда не давил на своих детей. Сын Александр сначала хотел стать музыкантом, ходил в музыкальную школу, но потом расхотел и выбрал сферу экономики. А дочка Ксения чуть было тоже не закончила музыкальную карьеру, но тут — да, я её удержал от необдуманного шага. Она подавала большие надежды и вдруг в подростковом возрасте заявила нам с женой: «Всё, ухожу!» И вот тут я собой горжусь. Поговорил с ней спокойно: «Хорошо, если ты уйдёшь, что будешь делать?» В то время она крепко дружила с дочкой кинорежиссёра и актёра Александра Адабашьяна и решила: «В театральный пойду, на режиссёра!» Я ей отвечаю: «Вот скажи мне, хоть один режиссёр или актёр может так играть на рояле, как ты сегодня? Так зачем тебе уходить из музыки? Хочешь, поступай куда угодно, но музыку не бросай». В итоге дочь прислушалась. Сегодня она даже принимает участие в моих двух концертах фестиваля как пианистка.
Про здоровье альтистов и пианистов
— Вы пошутили, что, мол, дирижёры дольше живут по сравнению с пианистами и альтистами: у них меньше профессиональных болезней.
— Дирижёром быть лучше. Единственное — они много стоят, и с ногами бывают проблемы. А ещё — моральное перенапряжение, поэтому у них главная забота — снятие стресса. У пианистов другая проблема. Они долго сидят, и тут понятно, какая болезнь, извините. Но вот позиции рук и тела у них более естественные, чем у скрипачей и альтистов. У тех получается постоянный отток крови от кисти, причём с неестественным поворотом руки. Представьте себе, что вам измеряют давление, зажали мышцу — удобно? А скрипачам и альтистам в таком положении часами приходится руку удерживать. Понятно, что рука немеет. Также у всех, по сути, скрипачей и альтистов — и я не исключение — искривление позвоночника. Гимнастику надо делать, конечно. Но я ленюсь. Вот в Японии, Корее на репетиции оркестра есть двадцатиминутные паузы для восстанавливающей гимнастики. Даже специальный тренер для этого есть.
Медальон на груди
— Расскажите про ваши украшения. Вы постоянно носите большой перстень, медальон на груди…
— Это не просто украшение. Этот медальон надел на меня и освятил патриарх Грузии Илия II. Медальон ручной работы с изображением Георгия Победоносца, с которым теперь я не расстаюсь. Его надо носить исключительно поверх одежды. Когда я прилетаю в Грузию, иногда грузины подбегают, целуют медальон и убегают. Такая вот особенность подарка.…
А вот кольца я не носил одно время вообще. Но однажды в Израиле произошла задержка авиарейса. Делать было нечего, и я в дьюти-фри неожиданно для себя приобрел тёмно-зелёный перстень. 14 лет с ним играл. А однажды при очередном перелёте потерял. И — опять же в аэропорту — приобрёл новое кольцо. Вот такая привычка появилась.