Москва. Юго-Восточный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 29 Дек 2022 в 18:00 | Текст: Сергей БЛАГОДАРОВ

Счастливый пятак: за удачей в Марьино едут студенты со всей Москвы

Медная заря отливала той жуткой краснотой, что встречается лишь зимой. Снег загорался бесчисленными искорками развеянного костра. Понизившееся солнышко не грело. Мороз — как белое вино. Я шагал по парку 850-летия Москвы, охватив руками румяные щёки и уминая шарф подбородком…

В 2008 году в парке открыли первый и единственный в России памятник, посвящённый студенческим приметам. К «Счастливому пятаку» сейчас едут студиозусы со всей Москвы — просить у памятника отличную оценку. На этих днях в столичных вузах начались зачётные сессии.

«Отлично» гарантировано?

Медный пятак лежит в центре большого гранитного круга. Вокруг начертаны названия московских вузов. У края стоит бронзовая зачётка с оценкой отлично. Напротив — пара старых бронзовых ботинок, внутри которых лежит по маленькому пятаку (суеверные студенты часто кладут монеты под пятки перед сдачей экзаменов).

Этот волшебный набор должен помочь студентам провернуть барабан судьбы в нужную сторону. И в самом деле, зачем месяцами корпеть над учебниками? Для чего, прости господи, тревожить эти гробы книг — библиотечные шкафы? Нужно лишь подойти и потереть зачётку на памятнике. Или встать на медный пятак в центре и бросить через плечо монетку в название своего вуза. А можно встать в бронзовые ботинки и докинуть монетку до центрального пятака. Нужно ли говорить, что после выполнения любой из этих процедур оценка отлично гарантирована. Нет, ну сами подумайте, а как же может быть иначе? Этот камень давно обкатало море людское. До тебя так делали тысячи студентов. Поверим им на слово, это всегда помогало.

Фото из архива редакции

Фото из архива редакции

Студенты не меняются

Сегодня у молодых людей другие оправы очков, но студенты те же самые. Когда тебе за восемьдесят, сложно загадывать дальше завтрака. Но когда ты молод, а в жилах сплошное электричество — воспринимаешь жизнь как непрерывную фиесту.

 — Настя, какая попытка уже? Седьмая? Или сто седьмая? Может, отдохнёшь?— услышал я обрывок разговора, подходя к памятнику.

Как всякая молодая девушка, уже потому, что молода, говорившая была хороша собой. Рожь волос, прозрачная нежная кожа, прозрачные же глаза, с таким перламутровым, знаете ли, блеском. Её подруга пыталась попасть в название своего вуза, кидая через плечо монетку. Их кавалеры вяло наблюдали за процедурой, и через пару минут вся компания двинула к Москве-реке, поблёскивающей под мостом.

До появления «Счастливого пятака» студиозусы со всей Москвы ехали к скульптуре бронзовой собаки, сидящей на станции метро «Площадь Революции». Считалась, что если потереть ей нос — сдашь зачёт, лапу — экзамен. Я много раз видел эту собаку — с блестящим от трения ладоней носом.

Счастливые памятники у студентов есть по всей России. В Питере ходят к покровительнице наук Екатерине Второй. В Омске — к слесарю Степанычу, наполовину вылезающему из канализационного люка. Если его погладить по каске, обязательно попадётся лёгкий билет на экзамене. Свои покровители у студентов существуют и во всём мире. В США, например, в Массачусетском технологическом институте до блеска отполировали нос создателя фотоплёнки Джорджа Истмана. В Йельском университете студиозусы так усердствовали «на удачу», что оставили без ноги одну из скульптур (у «Счастливого пятака» тоже не раз воровали ботинки).

Где ты, молодость?

…Вечерело. Как гостья, смотрела звезда Рождества. На том берегу Москвы-реки высоченные перегонные кубы Капотни переливались золотыми огнями, сияя громадными драгоценными камнями. Высоковольтная ЛЭП, проходящая прямо посреди парка 850-летия Москвы, тонула в аспидной черноте. На свободной от льда Москве-реке крякали утки. Они вставали на головы и ныряли в воду. Я двинул к метро «Марьино». У храма «Утоли моя печали» увидел того же нищего, что и днём, когда шёл к памятнику. Кинул ему в пластиковый стаканчик десятку.

 — Благодарю вас, сударь, — сказал старик.

Поклон вам, уличные интеллигенты — московские нищие. Ваш главный талант — заставлять других чувствовать себя виноватыми. Да, вы упали. Но вы вознесётесь. Все до единого. Туда, «где ни печали, ни воздыхания, а только жизнь вечная». Глядя на старика, мне остро захотелось сокровища, которое вмещает в себя всё! Мне захотелось молодости. Чтобы вновь стать студентом и приходить каждый год с друзьями к «Счастливому пятаку».