Самые известные картины Павла Федотова (1815-1852) «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Свежий кавалер» можно увидеть в Третьяковской галерее. А рисовать он начал в годы учёбы в Московском кадетском корпусе в Лефортове.
Отличался фотографической памятью
В 11 лет Павел Федотов поступил в кадетский корпус. Учиться было трудно. Он был из семьи бедного чиновника и не получил домашней подготовки перед поступлением. Однако бойкий и смышлёный мальчик в первый же год сумел стать одним из первых учеников.
А помогала Павлу феноменальная память. По его признанию, прочитанные им страницы словно вставали перед глазами. А если «на экзамене или при повторении уроков мне случалось запамятовать ту или другую подробность, мне стоило только закрыть глаза на минуту, и всё забытое, будто откуда-то выпрыгнув, являлось передо мной как написанное на бумаге», — передавал слова художника литератор Александр Дружинин.
Отличался будущий художник и буйной фантазией: «Слушая военные науки, он присутствовал при движении войск, осаждал крепости и выдерживал приступы. А когда был маленьким и глядел на ландкарту, около него будто бродили львы, крокодилы и удавы».
Его картины восхищали Карла Брюллова
Сочетание таких природных качеств со страстью к рисованию определило характер его живописи ещё в юности: кадет Федотов умел воспроизводить мельчайшие детали увиденной им хотя бы раз обстановки и почти фотографически рисовал портреты своих однокашников.
По окончании кадетского корпуса в Лефортове Павел Федотов служил в лейб-гвардии гренадерского полка в Петербурге. Во время службы он начал брать уроки в Академии художеств. А в 1848 году художник показал свои первые картины «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста» Карлу Брюллову, имевшему тогда непререкаемый авторитет в Академии художеств. Работы привели именитого живописца в восхищение. А через год уже за картину «Сватовство майора» совет академии единогласно признал Федотова академиком. Как писал современник художника искусствовед Андрей Сомов, это было неслыханно для художника, не имевшего специального образования.
Интересно, что Федотов сначала много писал на военные сюжеты. А свои первые картины в юмористическом жанре создал по настоянию баснописца Ивана Крылова. «Гениальный старец, видевший некоторые из работ Федотова, убеждал его бросить солдатиков и лошадок и заняться исключительно жанром», — писал Андрей Сомов.
Писал только с натуры
Большая часть жизни художника прошла в Петербурге. Но действие на его картинах, по его словам, всегда происходило в Москве. А персонажи, за исключением гвардейских офицеров и нарядных дам, — это московские типы, виденные им в детстве: купцы, ключницы, кухарки.
«Представители разных сословий встречались на каждом шагу: и у тётушек, и у кумы отца, и у приходского священника, и около сенника, и на соседних дворах», — говорил Федотов.
Особенностью художника было почти маниакальное стремление писать каждого персонажа и обстановку комнат только с живой натуры. Знакомый с Федотовым писатель Александр Дружинин рассказывал, что, работая над «Сватовством майора», художник под разными предлогами ходил по купеческим домам, высматривая подходящий цвет стен, столы и стулья. Люстру «с закопчёнными стёклышками» он зарисовал в трактире. А отца невесты рисовал с настоящего купца, причём много месяцев искал на улицах подходящий тип, потом познакомился с дородным стариком с окладистой бородой и долго его уговаривал. А натурой для жениха — майора, стоящего в картинной позе, — стал знакомый офицер, согласившийся по много часов позировать в своём мундире.