Недавно в Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова состоялась встреча с режиссёром Владимиром Хотиненко, которому в этом году исполнилось 70 лет. Владимир Иванович поделился воспоминаниями об армии, а также рассказал, откуда берутся сюжеты и над чем работает сейчас.
Михалков обратил внимание
— Владимир Иванович, как вы пришли в режиссуру?
— История у меня фантастическая. Никаким режиссёром я не собирался становиться. В 1976 году окончил архитектурный институт с отличием. В голове — куча проектов, но я быстро понял, что меня ждёт рутина. Чтобы не отрабатывать положенные тогда после диплома три года, нашёл в себе мужество и ушёл на год в армию. Попал в конвойные войска — это время я ни на что не променяю: столько наслушался разных историй, может, когда-нибудь сниму фильм. В армии я был уважаемым человеком: красный уголок оформлял, в дембельский альбом портреты рисовал. А ночами у замполита в кабинете писал рассказы. За образцовую службу мне предоставили недельный отпуск, и я поехал в Свердловск. И тут мой друг Саша Кротов говорит, что приехал Никита Михалков, хочет с молодёжью встретиться в гостинице «Центральная». Я вырвался на свободу, мне хотелось погулять, но Саша затащил меня на эту встречу. Я выгодно от всех отличался, поскольку был в солдатской форме, да ещё со значком о высшем образовании. Михалков обратил на меня внимание, и мы час или полтора разговаривали. И он вдруг говорит: «Может, тебе в кино попробовать?» Оставил телефон и сказал, чтобы я после службы приезжал в Москву. Так что судьба меня, можно сказать, пинком загнала в режиссуру.
«Когда б вы знали, из какого сора…»
— Как происходит выбор истории, по которой снимают кино?
— «Когда б вы знали, из какого сора…» Расскажу одну историю, потому что она показательная. Как-то лечу в самолёте к родителям, смотрю — в кармашке сиденья кто-то забыл журнал. Открыл наугад и читаю сцену: чёрная собака — дог — ползёт, ползёт к ослеплённому медведю и начинает вылизывать ему глаза. Думаю: «Ничего себе». Оказалось, это роман «Рой» Сергея Алексеева. Это такая сюрреалистическая история о том, как некая деревня разбогатела на пчёлах, её жители превратились в бездельников и произошёл распад семьи. В 1990 году я снял фильм «Рой». Когда повезли его во Францию, уезжали из СССР, а возвращались уже в СНГ. Очень странные ощущения, до сих пор помню.
Сложная тема
— Несколько лет назад вы сняли картину «Наследники», герои которой обсуждают наследие Сергия Радонежского. Не хотите вновь вернуться к теме православия?
— Это самая сложная тема. У меня есть картина «Поп», есть документальная картина «Паломничество в Вечный город» — это был совместный проект Ватикана и Православной церкви, где мы снимали пять серий о первомучениках. Я никогда не позволял себе в чём-то кого-то убеждать, агитировать. Ни в какие дискуссии по вопросам веры я не вступаю. Это очень интимный вопрос.
— В одном из интервью вы рассказывали, что вера помогла вам.
— В 1980 году, когда я учился на Высших режиссёрских курсах, у меня был сложный период и возникло ощущение, что если я не окрещусь, то пропаду. Разговорился на эту тему со знакомой, и она мне помогала всё организовать, но предупредила, что в первое время со мной могут происходить странные вещи — испытания всякие, искушения. И действительно: после крещения бессонница началась и появилось чувство, что будто что-то тёмное, мрачное ко мне приближается. Даже саблю реквизиторскую, предварительно перекрестив её, рядом с собой положил. Так меня это измучило, что рассказал об этом своему другу еврею Алику Лаевскому и напросился к нему ночевать. И вот у него на кухне, на раскладушке, с Евангелием под подушкой я наконец-то уснул ангельским сном.
Шпионская история
— Над чем сейчас работаете?
— У меня есть несколько историй, но я не имею права их разглашать. Впрочем, одну в двух словах могу рассказать. Когда её придумывали, она должна была сниматься в Англии. Это шпионская история о том, что разоблачают двух разведчиков-нелегалов — женщину и её мужа, у которых двое детей. Однажды они просыпаются и понимают, что их жизнь изменилась совершенно. Сколько было фильмов про шпионов, но детьми никто не думал заниматься. Мне это чрезвычайно интересно: есть возможность посмотреть на Россию со стороны. В основе этого сюжета реальная история, хотя образы собирательные.